Двойные стандарты
Руководство компании «Дальрыбпорт» обеспокоено возможностью переориентации лососевых уловов на Северный морской путь. Настолько, что обсудило этот вопрос с представителями транспортных компаний на круглом столе. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на РИА Fishnnews.ru.
На состоявшейся встрече Людмила Талабаева, генеральный директор «Дальрыбпорта», посетовала на то, что портовики останутся без рыбы вообще, потому что «у нас есть с вами только одна путина – это лососевая». По ее мнению, «отсечение от тех грузов, которые были традиционно наши, наверное, это в какой-то степени неправильно».
Интересно, до какой именно степени это неправильно? До той, когда лососевые суда вновь придут в порт и образуют там пробку? Когда рыба будет храниться в трюмах, потому что холодильники переполнены?
Вероятно, то, что холодильные мощности Владивостока составляют не более 50 тыс. тонн (по всему Дальнему Востоку – 150 тыс.) при том, что лосося вылавливается по 500 тыс. тонн, госпожа Талабаева считает «правильным»? Не менее правильно, вероятно, и продавать эти 50 тыс. тонн емкостей по прогрессивной шкале, когда каждый последующий месяц хранения обходится в два раза дороже. И правильно, вероятно, когда такой «холодильный оброк» верно съест весь возможный рыбацкий заработок? Это есть «правильный» бизнес?
Перспектива поиска новых путей и возможностей заработков портовиков явно не радует. На минувшей встрече председатель совета директоров ОАО «Далькомхолод» Георгий Мартынов и вовсе высказал мнение о том, что рыбу необходимо запретить к перевозке Северным морским путем. «Считаю, что нельзя молчать, нельзя допускать, чтобы рыба везлась Северным морским путем, там надо возить генеральные грузы, надо возить нефть, сжиженный газ, да все что угодно – что, не найдем что возить, что ли? Найдем все», – сказал он.
Для пущего эффекта портовики решили надавить и на социальные мозоли – мол, упадет грузооборот, уволить работников придется… Тут же вспомнили о смежных отраслях. Надо заметить, в преддверии выборов – очень выгодная позиция.
Кстати, смежные отрасли от коллег тоже не отстают. «Вагонодержатели» и железнодорожники, у которых хоть и нет круглогодичной экономики на рыбе, упускать сей деликатесный в прямом смысле слова кусок не хотят. Все-таки приличный заработок получается: чуть меньше полумиллиона тонн красной рыбы в минувшем году ушло в европейскую часть России по железной дороге.
В летний период владельцы парка вагонов устанавливали тарифы до 5–6 руб. за кг (до 6 тыс. руб. за тонну), чтобы покрыть убытки и не потерять заказы. Таким образом, тарифы за перевозку и цена за подвижной состав (рефсекции) в «высокий» (рыбный) сезон возрастает минимум в два раза. Между тем доставка рыбы к потребителям центральной России занимает около 14 суток, на скоростных поездах — около 10 суток (за срочность – доплата). А иногда срок доставки затягивался и до 60 суток (об этом сообщал губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт).
Третья группа, которая тоже заметила темные пятна в своем светлом будущем, это ретейлеры и оптовики. Раньше, пользуясь тем, что рыбаку деваться некуда – уловы хранить негде, спрос на подвижной состав и стоимость перевозки лишь возрастают, – торговцы демпинговали на рынке, предлагая за уловы цены, которые даже не покрывали себестоимость.
Ежегодное заламывание рук рыбакам, вероятно, вошло у представителей портов, железной дороги и ретейлеров в хорошую привычку. Тем более что такая привычка приносила неплохие доходы. В ответ на многочисленные мольбы и просьбы рыбацкого сообщества о «пощаде», в ответ было слышно лишь: «Это бизнес. Ничего личного».
«Мы с вами не рыбаки», – заявила на встрече генеральный директор «Дальрыбпорта». «Здесь каждый забоится о своих интересах», – добавила она.
Так вот, теперь бизнес научились делать и рыбаки. И вы, господа, – не их интерес и не их забота.
Ксения ПИСАРЕВА