Двойные стандарты норвежского правосудия
8 октября в норвежском Тронхейме начнёт работу очередная ежегодная сессия Смешанной Российско-Норвежской Комиссии по рыболовству. Вряд ли участники встречи обойдут молчанием проблему выбросов рыб в зоне норвежской юрисдикции и в районе архипелага Шпицберген. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на Би-порт.
Нерешённость этой проблемы по своим последствиям для российских рыбаков стоит, пожалуй, на первом месте. Случаи ареста российских судов и последующие штрафные санкции за действия, трактуемые норвежцами как запрещённый выброс рыбы, повторяются регулярно. При этом правоприменительная практика норвежского правосудия в отношении норвежских и российских рыбаков вызывает немало вопросов.
Прокомментировать проблему выбросов рыбы с правовой точки зрения «Рыбацкая газета» попросила вице-президента Ассоциации «Рыбопромышленный холдинг «Карат» по международным вопросам, юриста по образованию Сергея Сенникова:
- Давайте вспомним: норвежская теле-радиовещательная компания «ЭнЭрКо» (NRK) 22 и 23 августа 2012 года опубликовала на своём вебсайте материал, включая видео, об имевшем место выбросе донных видов рыб в объёме порядка 5 тонн с норвежского рыболовного судна.
Видеоматериал стал достоянием общественности во время традиционной рыбохозяйственной выставки в Тронхейме (Норвегия) в августе этого года в рамках обсуждения проблемы выбросов.
Как сообщили журналисты NRK, данный эпизод произошёл ещё в мае 2011 года. Видеоматериал подтверждает, что улов порядка 70-80 тонн был частично поднят на палубу норвежского траулера. Производительные мощности судна не позволяли принять на борт и переработать такое количество рыбы одновременно. В результате команда прорезала в кутке трала отверстие, через которое мёртвая и умирающая рыба была сброшена в море. Впоследствии выяснилось, что судно принадлежит норвежской компании «Акер Сифудс».
Судя по публикациям в норвежских СМИ, в момент выброса на борту норвежского траулера находился инспектор Директората рыболовства, который и зафиксировал на видео факт выброса рыбы с борта судна. При этом сам инспектор не предпринимал каких-либо действий по предотвращению выброса.
В своём разъяснении журналистам NRK начальник Управления ресурсов Директората рыболовства Норвегии Аксель Эйкемо сообщил о том, что он рассматривает данное деяние как незаконный выброс рыбы. «Юристы Директората должны дать юридическую оценку происшедшему», - завил начальник управления Директората.
Однако прошло уже более 15 месяцев с момента выброса, а никакой реакции со стороны норвежских властей не поступило. Соответственно, ни капитан судна, ни судовладелец, так и не были привлечены к ответственности. По сути, дело уже более года находится на стадии предварительного следствия, и если бы не реакция норвежской рыбохозяйственной общественности и СМИ, возможно так и осталось бы отложенным в долгий ящик.
Объясняя причину, по которой государственный инспектор Директората рыболовства Норвегии никак не помешал осуществить выброс, Директорат ссылается на то, что «работа инспектора в море очень сложная, и, возможно, инспектор, находившийся в этот момент на борту, имел более целостное представление о данном инциденте, что привело к тому, что он рассмотрел выброс как следствие несчастного случая. Это означает, что риск разрыва кутка трала и его последующей потери был более высоким».
Надо сказать, что, исходя из судебной практики в отношении российских рыболовных судов, которые были задержаны норвежскими властями по обвинению в выбросе рыбы, позиция норвежских судов однозначна – выброс рыбы, невзирая на её кондицию и причину, по которой она выбрасывается с борта судна, является незаконным. Известны случаи, когда норвежские суды признавали, что выбрасывалась некондиционная (гнилая) рыба, непригодная для пищевых целей, но даже в этом случае капитан судна и судовладелец были признаны виновными в нарушении норвежского законодательства.
Если бы возникший на норвежском траулере инцидент был зафиксирован на российском судне инспектором Береговой охраны Норвегии, то ситуация развивалась бы совсем в другом ключе, а штрафные санкции в совокупности могли бы составить как минимум от 1 до 1,5 миллионов норвежских крон.
В этом плане представляется, что желание Директората рыболовства основательно разобраться в вопросе с выбросом с норвежского судна является хорошим примером того, насколько такие случае неоднозначны. Директорат рыболовства, невзирая на резонанс в СМИ и требования окружного прокурора о передаче дела в полицию, проводит своё расследование и правовой анализ ситуации, а не возбуждает уголовное дело, руководствуясь исключительно формальными признаками, как это происходит в случае с российскими судами и делами, инициированными БОХР Норвегии.
Вопрос выбросов рыбы с правовой точки зрения весьма комплексный, и решение должно быть найдено комплексное.
Хочется верить, что российские и норвежские контролирующие органы, представители рыбохозяйственных ведомств смогут выработать решения, которые позволят унифицировать правоприменительную практику, хотя бы в части подходов к тяжести нарушений и адекватности штрафных и обеспечительных мер.