Ефремов: Рыбакам ДВ бывает сложно "вписаться" в жесткий регламент Россельхознадзора
Бизнесу зачастую трудно "вписаться" в жесткие административные регламенты госорганов, осуществляющих контроль деятельности рыбохозяйственных предприятий Дальнего Востока. Природные факторы, имеющие огромное влияние на рыболовство, и нехватка квалифицированных кадров приводят к ошибкам, которые и лежат в основе "противостояния" рыбаков и Россельхознадзора (РСХН). Такое мнение в ходе интервью в эфире PrmaMedia LIVE высказал Александр Ефремов – генеральный директор компании "Южморрыбфлот" (рыболовство, производство продукции в море и на береговых предприятиях).
- Здесь речь идет о надзоре в процессе оборота рыбопродукции. И любые виды надзора, связанные с оборотом товара, которые могут в силу своей сложности приостановить оборот товара, они для любого хозяйствующего субъекта чувствительны. Вдвойне или втройне они чувствительны, если речь идет о рыбопродукции, поскольку она скоропортящаяся, и ее остановка ведет к убыткам для предприятий, - прокомментировал Александр Ефремов массовую критику в отношении РСХН.
Собеседник агентства отметил, что другие виды надзора – таможенный, пограничный – не менее, а иногда и более сложны для рыбодобытчиков.
- Тем не менее, то, что рыба – продукт скоропортящийся, это накладывает некие требования к скорости оформления. И любые отклонения в скорости оформления болезненно воспринимаются рыбаками, и это является основной точкой напряжения в этом взаимодействии (с РСХН – ред.). С точки же зрения непосредственно процедур – на мой взгляд, они все исполнимы, они все разумны, - считает Ефремов.
Проблемы же во взаимодействии с госнадзором, по мнению гендиректора "Южморрыбфлота", находятся "в другой части вопроса". Рыбодобыча – это та среда, где главным фактором является изменчивая природа: погодные условия, гидрология, биология рыбы.
- И вот эти факторы накладывают на эту отрасль огромное количество условностей. А эти условности неизбежно приводят к ошибкам. Россельхознадзор как административный орган с достаточно жестким административным регламентом не может подстраиваться под вот эту изменчивость, которую нам диктует природа. И надо учесть, что речь идет о достаточно сложном виде контроля, который предполагает, в том числе, сложное документирование, достаточно сложную нормативную базу. В наше же время дефицита кадров мы не можем найти людей, которые могут на достаточном уровне разобраться в этих вопросах.
И мы неизбежно приходим к ошибкам. И вот эти ошибки и их неизбежное выявление со стороны Россельхознадзора являются той основой, которая формирует вот это полуконфликтное состояние, - отметил Александр Ефремов.
Практически же, по словам собеседника агентства, ветоформление "пришедшей с моря" рыбопродукции (эту деятельность осуществляет РСХН, а госветслужбы субъектов федераций контролируют перемещение рыбопродукции по территории РФ) – несложно.
- Приходит судно, в течение 3 часов на судно прибывают инспекторы, которые оформляют груз путем выборочного осмотра. Причем именно осмотра, а не досмотра, в отличие от, допустим, Госморинспекции, которая выборочно проверяет счетом мест всю продукцию. Россельхознадзор этого не делает. Ставиться отметка на документах, после этого принимается решение о дальнейшей судьбе этой продукции. Документарно проверяется данная партия на предмет ее происхождения с точки зрения эпизотической ситуации в районе промысла. Сверяются трафареты – выборочно. Все это фактически не занимает много времени – в стандартной ситуации, - сообщил Ефремов.
Однако в нестандартных ситуациях возникают ошибки и отклонения, что приводит к вопросам, связанным с дальнейшим разбирательством, отметил собеседник агентства, подчеркнув, что в компании "Южморрыбфлот" вопросы ветоформления в большей части решены – в том числе, и путем выделения специальных квалифицированных сотрудников, задачей которых является именно взаимодействие с надзорными и контролирующими органами.
- Насколько этот контроль и надзор оптимален? Мы как объект надзора не можем это объективно комментировать. С нашей точки зрения нам кажется всегда, что этот контроль избыточен.
Наша идеальная позиция – чтобы нас вообще не контролировали. Но в данном случае государство решило контролировать соблюдение пищевой безопасности населения именно таким образом.
На мой взгляд, консенсус здесь найти трудно. Может быть, только формат некоего сближения позиций, в котором мы на сегодняшний момент и находимся, - подытожил Александр Ефремов