Эксперты обсудили возможные последствия экономических санкций для отечественного агропромышленного комплекса
25 июня в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации прошёл круглый стол на тему: «Введение экономических санкций и ограничений в отношении России: оценка последствий для отечественного агропромышленного комплекса». Проанализировать ситуацию и дать свои прогнозы за одним столом собрались представители мясной, рыбной, молочной отраслей, растеневодства, крупнейших отечественных агрохолдингов и производителей сельхозтехники. Об этом сообщает fish-seafood.ru.
Заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ Глеб Покатович представил участникам подготовленный Аналитическим центром обзор рисков и угроз, связанных с экономическими санкциями в отношении России. В своём докладе он отметил, что напряжённые отношения с западом будут влиять как минимум в среднесрочной перспективе на параметры нашего экспорта, а также нашего импорта технологий, машинооборудования. Также, Глеб Покатович обратил внимание, что понижение инвестиционного рейтинга России влияет на поведение банковского сектора и влечёт за собой повышение ставок по заимствованию. По прогнозам экспертов в долгосрочной перспективе наблюдается рост ставок заимствования. Это означает, что если Россия будет привлекать деньги, то всё на менее и менее выгодных условиях.
Аналитики рассмотрели и крайний вариант возможного развития ситуации — взаимозамораживание банковских активов. Однако, на сегодняшний день российские активы в за рубежом составляют 159,6 млрд. $, из них порядка 37 млрд. — приходится на банки, порядка 120 млрд. — на прочие сектора. И напротив, объём требований со стороны зарубежных банков к России составляет 242 млрд. $. Баланс в нашу пользу. Зарубежные банки вложили в Россию больше, чем мы в них. В тоже время, Россия в достаточной мере уязвима по корпоративным долгам (средства, которые привлечены на 1-2 года),в 2014-2015 гг. здесь приходится довольно большая доля выплат по срокам. В «мягком варианте» санкций, который фактически реализовался, по прогнозам экспертов потери России составят порядка 50 млрд. в год. В случае же «жёсткого варианта» со значительной потерей нашего топливного экспорта, импорта технологий нефтедобычи, машинотехники, цифра ежегодных финансовых потерь России может возрасти до 500 млрд. $. Такие цифры привел эксперт Аналитического центра.
Заместитель начальника Управления экспертно-аналитических работ Центра Елена Разумова обратила внимание, что в случае объявления России продовольственного эмбарго, мы можем обеспечить себя продовольствием лишь наполовину. Она отметила, что явных тенденций импортозамещения в торговле в сельском хозяйстве не произошло, а затем привела пример из рыбной отрасли. «Многие компании экспортируют рыбу в Китай и страны ЮВА для переработки и реэкспорта в Европу. Производительность труда в перерабатывающем секторе Китая и Азии в разы выше в сравнении с российскими работниками. Однако американцы — основные наши конкуренты, чья рыба более дорогая, уже оказывают давление на своих партнёров, чтобы те прекратили закупки российской продукции», — рассказала Елена Разумова.
Представитель Фонда восстановления и развития тунцового промысла «Марлин» Анна Горнова в своём выступлении отметила, что в целях сокращения импорта одной из первоочередных мер на внутреннем рынке должно стать гарантирование закупок рыбопродукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд у российских производителей.
Она обратила внимание на то, что отечественный рыбохозяйственный комплекс по части судостроения и судоремонта весьма существенно зависим от импорта. Комплектующие, поисковое оборудование, проекты судов — в этом отношении здесь всё практически у рыбаков импортное. В настоящее время практически все ведущие компании, осуществляющие строительство крупнотоннажных рыбодобывающих судов для океанического лова — это иностранные компании. В условиях угрозы введения экономических санкций по отношению к России и обострения борьбы за распределение природных ресурсов, существует опасность введения дискриминационных мер на российские заказы при строительстве судов за рубежом, а также их комплектующие. Судостроительные проекты в основном финансируются длинными кредитами, следовательно, есть риск повышения ставок финансирования по зарубежным кредитам.
«Кризис на Украине спровоцирован многими причинами, в том числе и борьбой за природные ресурсы — месторождения сланцевого газа. Всё это говорит о нарастании борьбы за распределение природных ресурсов в мире. Рыбные ресурсы, являясь возобновляемыми видами природных ресурсов, играющих огромную роль в обеспечении продовольственной безопасности всех без исключения государств, также являются объектами острейшей конкурентной борьбы между странами. Одним из государственных приоритетов должна стать реализация проектов присутствия российского флага в Мировом океане», — отметила Анна Горнова.
По мнению Фонда «Марлин» для этого необходимо:
1. Создание специализированных судостроительных центров рыбопромыслового флота; закупка проектной документации и лицензий на строительство наиболее эффективных рыбопромысловых судов; обнуление таможенных пошлин на импорт оборудования, комплектующих, которые не производятся в России;
2. Обеспечение мер государственной поддержки (не компенсационного характера) программ строительства нового высокотехнологичного рыбопромыслового флота, создающие стартовые условия для реализации таких программ. В частности: определение отраслевой лизинговой компании с участием государства, которая будет финансировать строительство судов, и передавать их в лизинг предприятиям. Предоставление государственных гарантий и т.д.;
3. Придание проектам по строительству океанического рыбодобывающего флота статуса инфраструктурных, имеющих стратегическое значение для развития рыбохозяйственного комплекса страны. Предусмотреть возможность финансирования таких проектов за счёт Фонда Национального Благосостояния и кредитных средств Центрального Банка РФ (в рамках мероприятий по реализации Указа Президента России «О долгосрочной государственной экономической политике»).
Тему продолжил Президент НО Ассоциации «Рыбопромышленный холдинг Карат» Владимир Романенко. Флот этого крупнейшего объединения в наши дни работает, в том числе, и в Северо-западной Атлантике, в Центральной и Западной Африке. Холдинг работает в основном с российскими финансовыми институтами и весьма успешно. В своём выступлении Владимир Романенко поддержал актуальность расширения системы госзаказа на российскую рыбную продукцию, а также подчеркнул необходимость совершенствования системы логистики доставки рыбы из дальних регионов России, коснулся и других проблем, в том числе — контроля качества рыбной продукции на прилавках магазинов и огромной наценки на рыбу.
«В Китае развита рыбопереработка потому, что там для её развития существует специальная госпрограмма субсидирования, у нас же рыбопереработка выживает сама по себе», — прокомментировал руководитель Ассоциации.
Касательно судостроения, он отметил, что в России нет реально верфей, готовых принять заказ от рыбаков. С одной стороны износ отечественного флота весьма критический, и через 5-7 лет к 2020 году мы можем подойти уже к грани. В тоже время международный рынок судов перенасыщен, и заказать за рубежом судно с хорошей технологической начинкой сегодня — не проблема. В отношении развития океанического рыболовства Владимир Романенко считает первоочередной задачей — восстановление российской промысловой разведки в районах Мирового Океана.
Представитель отрасли пояснил: «В СССР у нас была сильно развита наука. Сегодня у нас осталась ещё научная база, но полностью утеряна промысловая разведка. Научно — промысловая разведка существует сегодня многих рыбодобывающих странах — таких как Норвегия, Япония. У этих стран научно-исследовательские суда в режиме промразведки работают сегодня во всех уголках Мирового океана. У нас же это всё ушло на нет и не финансируется».