Экспорт российской рыбы Дальнего Востока "прикрыли" статистикой
Экспорт российской рыбы, выловленной в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, не изменил своей сути, несмотря на ряд победных реляций официальных ведомств, такое мнение высказывает автор публикации экспертно-аналитического издания "Далекая окраина". Как говорится в публикации издания, статистическое снижение объемов поставок за рубеж и некая "игра цифрами" не меняют саму суть экспортно-сырьевого бизнеса в регионе, которая, по оценке автора, остается во многом прежней – основанной на "серых схемах", уловках и коррупции, сообщает РИА PrimaMedia.
Редакция агентства приводит ниже текст публикации "Дальневосточной окраины" полностью.
"В конце апреля Росрыболовство объявило о снижении экспорта рыбной продукции из России по итогам первого квартала 2015 года на 10,7%. Разумеется, оспаривать эти данные, приведенные со ссылкой на Росстат, никто не собирается, хотя некоторые цифры вызывают вопросы.
Для начала стоит обратить внимание на то, что снижение экспорта рыбной продукции произошло, в первую очередь, за счет уменьшения на 53,8% объема поставок готовой или консервированной продукции. То есть, снизился экспорт продукции с высокой добавочной стоимостью. В итоге получилось, что 88,4% в структуре отечественного рыбного экспорта занимает мороженая рыба, на рыбное филе и прочее мясо рыб приходится 7,5%, 2,7% занимает экспорт ракообразных и моллюсков, а 0,5% – готовая или консервированная рыбная продукция.
Наибольшие вопросы вызывают данные по экспорту столь любимого отечественными рыбопромышленниками минтая, который составляет основную долю в рыбном экспорте – 61%. Как сообщила пресс-служба Росрыболовства со ссылкой на данные ФТС России и Росстата, объемы поставок минтая за рубеж за три месяца 2015 года снизились на 22,5%, составив 215,5 тысяч тонн. Однако отраслевой портал Fishnet.ru в обзоре китайского импорта минтая сообщает, что "если по итогам 2014 года объем импорта мороженого минтая (в основном БГ) из России сократился на 9% (49,3 тысяч тонн), ограничившись менее 514,5 тысячами тонн, то по итогам первого квартала 2015 года он уже увеличился на 10% (21,4 тысяч тонн) и достиг 217,4 тысячи тонн".
То есть разница в данных нашего экспорта (причем во все страны, а не только в Китай, хотя он является основным покупателем) и китайского импорта составляет 1,9 тысяч тонн. Казалось бы – сущая мелочь. Но при средней цене китайского импорта мороженого минтая из РФ в первом квартале 1240 долларов США за тонну в итоге получается 2 356 000 долларов. И это только "видимая часть айсберга", реальные масштабы оценить сложно.
Чтобы понять, из-за чего такое происходит, стоит обратить внимание на приведенные тем же Росрыболовством данные – "под таможенной процедурой экспорта поставлено 363,3 тысяч тонн, что на 16% меньше аналогичного показателя прошлого года. Непосредственно из районов промысла без оформления на таможенной территории России за границу поставлено 100,6 тысяч тонн, что на 15,2% больше 2014 года". То есть, при снижении общего объема поставок, объем рыбной продукции, экспортируемой с использованием упрощенной схемы оформления, увеличился.
Между тем, этот порядок оформления давно уже критикуется многими экспертами как создающий благоприятные возможности для контрабанды, поскольку за отведенные для оформления три часа реально может быть проведен лишь документарный контроль, а физический контроль ограничивается досмотром видимой части продукции в трюмах судов. При этом идентификация видов рыбопродукции, как правило, не проводится, а количество и вес нередко оцениваются исходя из данных объемов трюмов, осадки судна и т.д.
В итоге мы имеем то, что имеем – объем налоговых поступлений от дальневосточной рыбной отрасли снижается, рыба в России при этом дорожает, рыбопромышленники просят закрепить квоты чуть ли не навечно, а неучтенные доходы оседают на офшорных счетах за рубежом или в карманах коррумпированных чиновников", - завершает свой материал автор экспертно-аналитического издания "Далекая окраина".
Как ранее сообщало агентство, главным поставщиком рыбо- и морепродуктов в Китай по-прежнему остается Россия – по преимуществу, в лице рыбодобывающего бизнеса Дальнего Востока. По оценке аналитиков международного отраслевого портала Seafoodsource.com, в 2014 году, несмотря на информацию о снижении российского экспорта рыбы, отечественный бизнес "закрыл" 15,28% от общего объема китайского импорта морепродукции, поставив в КНР 873 тысяч тонн (примерно 1,3 млн тонн в сырьевом эквиваленте) на сумму в 1,4 млрд долларов США.
В структуре поставок, согласно официальной статистике, 86,8% заняла мороженая рыба, 6,2% – филе и прочее мясо рыб, 4% – ракообразные и моллюски, 1,3% – готовая или консервированная рыбная продукция.
Также Росстат отмечает, что основную долю в экспорте занимал мороженый минтай – 40,8%. Объемы его поставок за 12 месяцев 2014 года составили 696,3 тысяч тонн (более 1 млн тонн в сырьевом эквиваленте).
Между тем, по оценке российского отраслевого портала FishNet.ru, на Дальнем Востоке РФ основные экспортные потоки – и в первую очередь в КНР – за последние годы сосредоточились в руках владельцев крупных холдингов, объединяющих по несколько рыбодобывающих компаний.
Например, одним из лидеров по продаже за рубеж российских рыборесурсов - прежде всего, минтая и икры минтая – оказался по итогам 2014 года холдинг "Русская рыбопромышленная компания" (бывшее "Русское море - Добыча" ) с общим результатом в 112,47 тысяч тонн прошедшей судовую обработку продукции статистической стоимостью 179 млн долларов.
Входящие же в группу "РРК" компании – "Интраросс", "Турниф", "Совгаваньрыба" и другие – составляют костяк Ассоциации добытчиков минтая, руководство которой неоднократно заявляло о приверженности именно экспортно-сырьевой "модели развития".
В списке лидеров оказалась, по оценкам аналитиков FishNet.ru, оказалась и группа "Гидрострой" - 91,44 тысячи тонн экспорта на статистическую сумму в 143 млн долларов.
Отметим, что, согласно данным открытых источников, основным бенефициаром ЗАО "Гидрострой" - а также ЗАО "Курильский рыбак" и ЗАО "Пиленга" - является член Совета Федерации РФ от Сахалинской области Александр Верховский. Также, согласно информации ЕГРЮЛ, одним из правопреемников ЗАО "Остров Сахалин", которое с ноября 2014 года находится в процессе реорганизации путем выделения, является ЗАО "Курильский рыбак".
Также напомним, что Александр Верховский входит в Совет Ассоциации добытчиков минтая, а ряд входящих в группу "Гидрострой" компаний – те же "Пиленга" и "Сахалинрыбаксоюз" - являются многолетними членами Ассоциации.
Между тем доход Александра Верховского в 2014 году составил более 206,6 млн рублей, сенатор от Сахалина вновь вошел в тройку самых состоятельных членов верхней палаты российского парламента.
Для справки: за 2010 год (первый год в Совфеде) Александр Верховский задекларировал 970,63 тысячи рублей годового дохода. В 2011 году, по информации сайта Совета Федерации, сенатор заработал уже 152 млн рублей. В 2012 году доход Верховского составил 157,56 млн рублей. И, наконец, 2013 год принес члену СФ от Сахалинской области 256,543 млн рублей. При этом следует отметить, что декларируя свои доходы за 2011 год, сенатор дал в разных органы разнящиеся на 75 млн рублей сведения.