Экспортная лихорадка окончательно охватила рыбную отрасль Дальнего Востока
Рыбная отрасль Дальнего Востока РФ охвачена "экспортной лихорадкой" - объемы и стоимость поставок продукции за рубеж (Китай, Корея, Япония) растут из года в год. Вместе с тем на фоне участившихся "сигналов" со стороны госструктур о необходимости "вспомнить" и о внутреннем рынке России нынешние квотодержатели активно транслируют мысль о "невозможности для бизнеса" поставлять национальный ресурс на родной берег, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на официальные источники и публикации СМИ.
По данным Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), в 2013 году экспорт рыбо- и морепродуктов в ДВ-регионе вырос по сравнению с 2012 годом. Общих показателей роста таможенники не раскрывают, однако отмечают, что на протяжении трех последних лет отмечается положительная динамика экспорта водных биоресурсов (ВБР): в среднем годовой прирост 5%-7% по стоимости экспорта, 2%-3% - по натуральным объемам поставок.
В абсолютных же цифрах итоги 2013 года таковы: вывезено из страны 1,4 млн тонн ВБР на сумму в 2,41 млн долларов США.
При росте экспорта (и в тоннах, и в долларах) ДВТУ констатирует – таможенные платежи в 2013 году практически "заморозились" на уровне предыдущего года.
"Произошел незначительный рост таможенных платежей, уплаченных при экспорте ВБР, составивший 0,16% (3,673 млрд рублей в 2012 году и 3,679 млрд рублей в 2013 году), что связано с поэтапным обнулением вывозных таможенных пошлин, предусмотренным обязательствами России при вступлении в ВТО", - говорится в сообщении пресс-службы ДВТУ.
Также таможенники сообщают, что "традиционными партнерами" российских рыбодобытчиков остаются КНР (60% экспорта), Республика Корея (35%) и Япония (4%).
При этом отмечается, что в структуре экспорта преобладает мороженая рыба, то есть сырье. Китай и Корея предпочитают более дешевые минтай и сельдь, а Япония – более ценных лососей и их икру.
Также, как ранее сообщало агентство, "основную погоду" в росте экспорта делают Приморский край и Сахалинская область. Объем экспорта водных биоресурсов вырос в Приморском крае и Сахалинской области по итогам 2013 года на 12%. Половину рыбного экспорта составил необработанный либо с низкой степенью обработки минтай. По итогам прошлого года за рубеж было вывезено 1,33 млн тонн рыбы.
Подавляющая же часть рыбной продукции, в том числе и минтай, экспортировалась без выгрузки на берег, то есть физический контроль количества и стоимости вывозимой продукции не осуществлялся. И если в 2012 году без физического контроля ушло на экспорт 0,96 млн тонн, то в 2013 году без фактического досмотра было вывезено 1,06 млн тонн водных биоресурсов, сообщили в управлении Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области.
От редакции агентства напомним, что действующий сейчас порядок таможенного оформления рыбопродукции в российских портах вступил в силу в начале 2009 года. Согласно постановлению правительства РФ № 184 от 19 марта 2008 года, продолжительность оформления и государственного контроля судов и продукции морского промысла устанавливается комиссией в зависимости от типа судна, численности экипажа, видов и количества продукции морского промысла и не может превышать трех часов.
При этом указывается, что информация об объемах, номенклатуре и стоимости партий рыбопродукции заявляется ее владельцами заранее, а таможенники должны при каждом нарушении "трехчасового лимита" искать оправдания задержке.
Как отмечал в конце 2008 года – накануне вступления в силу "трехчасового постановления" - тогдашний начальник ДВТУ Игорь Власенко, "в постановлении прописан уведомительный порядок и выборочный контроль", поэтому таможня отказывается от проведения сплошных досмотров партий рыбопродукции.
"Если вы думаете, что с 1 января мы собираемся подниматься на суда, осматривать груз, вы ошибаетесь. Нечего таможенникам там делать. В постановлении прописано, что порядок уведомительный, то есть нас уведомили, что столько-то рыбы привезли, и мы должны удовлетворяться тем, что есть. Досмотр будет в исключительных редких случаях, если будем располагать оперативной информацией о правонарушении – значительном перевесе, или под видом минтая пытаются ввезти более ценные биоресурсы", - заявил Игорь Власенко, подчеркнув при этом, что стремление коммерсантов к достоверности при декларировании – "это уже другой вопрос".
Также отметим, что в настоящее время в ряде отраслевых СМИ активно муссируется мысль о том, что экспорт ВБР (в виде низкообработанного сырья)выгоден "бизнесу", а поэтому – необходим. При этом те же представители так называемого "рыбного лобби Дальнего Востока" ведут PR-компанию в поддержку инициативы по увеличению сроков, на которые государство предоставляет рыбодобытчикам квоты на добычу ВБР (являются в РФ национальным ресурсом).
По мнению члена Общественного совета при Росрыболовстве Николая Черентаева, такая ситуация может свидетельствовать о том, что нынешние квотодержатели воспринимают себя как некий закрытый "клан", обособленный и от общества, и от государства.
- Получается, что с одной стороны эти так называемые "рыбаки" практически требуют сейчас от государства дать им возможность полноправно эксплуатировать национальный ресурс практически вечно. В противном случае, говорят они, "весь рыбохозяйственный комплекс рухнет". Это имело бы смысл, если бы мы до сих пор жили в СССР. А сейчас никакого "рыбохозяйственного комплекса" нет, а есть только бизнес, которого интересуют только прибыли, но не какая-то там "отрасль", простые рыбаки или население "морских" регионов, - высказал свою точку зрения собеседник агентства. – Если по сути, то позиция рыбодобытчиков такая: "Ты, государство, дай нам бесплатно на 25 лет право ловить и продавать твою рыбу, не смей при этом повышать нам налоги и отменять льготы, и не смей говорить, что нам с этой рыбой делать". Я думаю, что если уж этим господам так хочется "свободного рынка" во всем – и в отношениях с государством и обществом тоже – то государство дела с ними вести не будет, потому что тогда ему не выгодно станет.
"Долгосрочные" инициативы нынешних держателей квот на добычу водных биоресурсов (ВБР) России, "транслируемые" через ряд общественных организаций – таких как Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), ВАРПЭ и Ассоциация добытчиков минтая – не нашли поддержки в министерстве сельского хозяйства РФ и Росрыболовстве.
Также напомним, что одним из основных спикеров сторонников "длинных квот" является президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. Впрочем, господин Зверев, активно "продвигая" в СМИ идеи о невозможности отказаться от экспортно-сырьевой направленности рыбной отрасли РФ и мало перспективности развития в РФ глубокой рыбопереработки, предпочитает сейчас дистанцироваться от возглавляемой им Ассоциации, позиционируя себя в основном как члена руководящих органов РСПП и Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ).
Как ранее сообщало агентство, еще в декабре 2012 года комиссия ФАС заявила о том, что гонконгский холдинг "Пасифик Андес" создал на базе АДМ настоящий картель международного масштаба. Холдинг координировал его работу через аппарат организации, согласовывая с предприятиями объем добычи минтая и его переработки, условия и цены реализации продукции.
Российские антимонопольщики установили, что так называемый "русский отдел" гонконгского холдинга "Пасифик Андес" через скупленные ранее рыбодобывающие компании Дальнего Востока, по сути, и стал инициатором создания Ассоциации добытчиков минтая (АДМ). В дальнейшем же Ассоциация "поймала в иностранные сети" и ряд других предприятий, чтобы позволить "Пасифик Андес" скупать российские биоресурсы по заниженным ценам.
Комиссия ФАС также считает, что иностранцы могли использовать АДМ как структуру, имеющую возможности по выходу на органы государственной власти Российской Федерации, в том числе и с законодательными инициативами.
В связи с этим следует также отметить, что в совет возглавляемой Зверевым АДМ входит и сенатор от Сахалина Александр Верховский – владелец крупного рыбодобывающего холдинга ЗАО "Гидрострой" и целой плеяды других компаний, чья высокая рентабельность во многом может быть обусловлена поставками в страны АТР рыбного сырья.