Экспортные пошлины наряду с другими факторами отодвигают окупаемость инвестпроектов рыбаков минимум на год
Введенные год назад экспортные «курсовые» пошлины при реализации рыбной продукции из объектов промысла, на которые распространяются инвестиционные квоты (минтай, треска, пикша и крабы), стали значимым негативным фактором, повлиявшим на сроки окупаемости инвестиций участников программы инвестквот. Пошлины стали дополнительной финансовой нагрузкой и ограничителем продаж на внешнем рынке.
Напомним, что экспортные пошлины были введены с 1 октября 2023 года и в различные периоды их ставка составляла 7%, 5,5% и с июля по настоящее время - 4,5% от таможенной стоимости экспортируемой продукции.
Как показали расчеты Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ), за 12 месяцев объем пошлин при экспорте продукции из минтая, трески, пикши и крабов превысит 10% от объема инвестиций рыбаков в строительство рыбопромысловых судов под квоты на добычу этих видов ВБР. Только за 10 месяцев размер уплаченных пошлин составил 8,9% от инвестиций (17,1 млрд рублей пошлины при 192 млрд рублей инвестиций в суда).
Кроме того, в первом полугодии 2024 года на 13% в стоимостном выражении снизился объем экспорта рыбной продукции, что хуже показателя по экспорту продовольствия и сельхозпродукции в целом, снижение которого по данным ЦБ составило 5,3%. Согласно докладу ЦБ по региональной экономике, участники рыбной отрасли указали, что «на поставки продовольствия ограничивающее влияние оказывали экспортные пошлины».
В результате, наряду с другими негативными факторами, снижающими рентабельность инвесторов в развитие отрасли (высокая ставка ЦБ, задержка сдачи судов, рост налоговых отчислений и операционных расходов, ограничения недружественных стран), экспортная пошлина существенно влияет на устойчивость отрасли.
Требования к инвестиционным проектам, установленные Правительством, предусматривают в качестве критерия отбора инвестпроекта нормативный срок окупаемости инвестиций не более 10 лет. Дополнительная финансовая нагрузка в размере 10% от объема инвестиций отодвигает фактический срок окупаемости на год, что нарушает установленные Правительством условия отбора инвестпроектов и требует их пересмотра. В случае, если действие пошлин будет продлено еще на год, срок окупаемости инвестиций может превысить нормативный уже на два года - без учета снижения доходов от экспорта и других факторов.
«Экспортная пошлина становится не стимулом поставок на внутренний рынок, как задумывалось, а барьером, реально затрудняющим развитие отрасли, которой необходимо продолжить обновление устаревшего флота. И если задержка строительства судов вызвана объективными причинами (сначала ковидные ограничения, теперь санкционные), на которые мы не можем влиять, то экспортные пошлины на продукцию из ВБР, на добычу которых выделены инвестквоты, могут быть отменены решением Правительства. При их введении не был учтен фактор масштабной отраслевой инвестпрограммы», - считает президент АСРФ Алексей Осинцев.
Особенно актуальна отмена пошлин для продукции глубокой переработки из объектов промысла, на которые распространяются инвестквоты. Как показал анализ АСРФ, экспортные ограничения снижают достигнутый благодаря новым перерабатывающим мощностям объем производства рыбных филе и фарша, включая сурими. В первом полугодии 2024 года объем их выпуска составил 190,6 тыс. тонн, а за аналогичный период «досанкционного» 2022 года - 205,5 тыс. тонн.
Напомним, что вопросы развития и поддержки экспорта рыбной продукции обсудят на круглом столе «Меры развития и поддержки экспорта рыбной продукции», который 17 сентября АСРФ организует совместно с Росрыболовством в рамках VII Рыбопромышленного форума в Санкт-Петербурге.
***
Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) создана в 2016 году.
Сегодня АСРФ объединяет 37 компаний морского рыболовства. Объем капиталовложений членов АСРФ в обновление промыслового флота и создание береговой переработки превышает 60% от общего объёма инвестиций в отрасль в рамках инвестквот первого этапа.
На рыбодобывающих и перерабатывающих предприятиях, входящих в состав АСРФ, работает более 10 тысяч человек. Доля предприятий-членов Ассоциации составляет около 28% общероссийского морского вылова водных биоресурсов.
Ключевые задачи АСРФ — содействие созданию стабильных условий реализации отраслевых инвестиционных проектов, сокращению воздействия административных барьеров на осуществление морского промышленного и прибрежного рыболовства и переработки рыбы, создание условий подготовки плавсостава для нового рыбопромыслового флота.