ЕС, Фареры и русский берег – санкции отдельно, рыба отдельно
Потомки викингов, что с них взять
В Евросоюзе опять не могут договориться по поводу тонкостей санкционной политики. 12-й пакет санкций Евросоюза против России может, конечно, больно ударить по отечественной экономике за счёт понижения такой доходной статьи, как экспорт в Европу якутских алмазов. Но всё остальное слишком уж неубедительно.
На что бы ни были наложены санкции по части экспорта в Россию, а не импорта из неё, всё это вряд ли окажет какой-либо негатив на российскую экономику, потому что всё это есть и в России. Но более всего интересна позиция Фарерских островов, официально пребывающих в составе Дании и Евросоюза.
Однако тут же объявивших о том, что никаких санкций против России, покупающей у них рыбу, они не поддержат. Есть, конечно, пример для подражания в лице венгерского премьера Виктора Орбана, который стоит за интересы своей страны и не собирается соблюдать «политику партии»: лишь бы Венгрии было хорошо. Но маленькие Фареры – это нечто иное.
Фареры, по сути дела, повторяют опыт своих ближайших родственников, также потомков викингов, исландцев, которые сумели победить Британию и НАТО в пресловутых тресковых войнах. Эти острова, прямо скажем, в ресурсах ограничены. Лесов там нет, полезных ископаемых тоже – только пастбища для выпаса овец и огромный океан вокруг.
В общем, Фареры – это как Ирландия, только с двумя различиями: во-первых, размером в разы меньше, во-вторых, если в Ирландии леса, которые, по версии местного населения, англичане свели на нет, то на Фарерах даже их изначально не было.
Население Фарерских островов всегда отличалось своим своеволием. Мужчине с тёмным цветом волос было до последнего времени проблематично получить согласие родителей невесты на брак, поскольку, в отличие от братьев по происхождению – норвежцев и исландцев, фарерцы преимущественно блондины. У двух последних возможны варианты.
Запрет на китобойный промысел, принятый в ЕС, на Фарерах был воспринят полным игнором: как били гринд при их заходе в бухты, так и будут. Традиция такая, хоть и мясо их без предварительного маринования есть невозможно. Автор этих строк в детстве пробовал китовое мясо, купленное в севастопольском «Океане» на Остряках, и не самое приятное впечатление осталось на всю жизнь.
Нейтральные территориальные воды
Ну а уроки в школах как надо резать овцу – это уже чересчур даже по меркам толерантного Евросоюза. Власти Фарер отлично осознают настроение своих жителей. Сепаратизм на островах набирает силу буквально с каждым днём, при этом наблюдается парадокс: именно фарерская элита, свободно владеющая датским языком и вхожая во властные коридоры в Копенгагене, выступает за суверенитет от Дании и Евросоюза.
Причём выступает активнее, чем люди, в быту говорящие только на фарерском языке. Почти вся экономика Фарер зависит от рыбного промысла, около 85 % ВВП островов обеспечено поставками рыбы преимущественно в Россию, либо же квотами на вылов рыбы российскими судами в фарерских территориальных водах.
Подобная практика прижилась ещё в бытность существования СССР. Тогда выловом в фарерских водах занималась преимущественно рыболовецкая компания «Атлантика», базирующаяся и до сих пор в севастопольской Камышовой бухте.
Вообще, вопросы территориальных вод, предназначенных для вылова рыбы, один раз уже чуть было не привели якобы единый и неделимый блок НАТО к цугундеру через канифас-блок. «Тресковые войны» Исландии с Великобританией, которая со всей великодержавной наглостью пыталась ограничить исландскую зону вылова. В итоге не без помощи СССР, являвшегося на тот момент одним из основных импортеров исландских трески и сельди.
Фактически, Фареры умудряются манипулировать Евросоюзом. В Брюсселе явно понимают, что давление на строптивые острова может привести к сепаратизму, результаты которого непредсказуемы. Зато «профит» от тихого и мирного диалога с Фарерами вместо разного рода, выражаясь словами Шолохова, «ультиматов» может привести к потенциальным убыткам.
Тут дело в том, что территориальные воды островов одними только рыбными ресурсами не ограничиваются: там имеются запасы нефти и газа, пока не разработанные. Мало того, примеру Фарер может последовать и Гренландия, тоже богатая и рыбными ресурсами в своих территориальных водах, и разрабатываемыми в настоящее время полезными ископаемыми.
Вассал не моего вассала
Когда Дания поставила своему вассалу ультиматум по поводу антироссийских санкций, вассал оказался совсем не вассалом. Чётко осознавая, что экономика Фарер зависит от экспорта рыбы, власти приняли справедливое решение.
Взаимоотношения на правах вассала и сюзерена явно не устраивают Фарерские острова. Наследие викингов, явно сохранившееся на непокорных островах, не даёт местному населению морального права под кого-то прогибаться. Их мало – но все, как говорится, в тельняшках.
При этом в настоящий момент около 5 % ВВП автономии завязано на экспорт рыбы в Россию. Понятно, что власти Фарер не очень одобряют давление со стороны метрополии по поводу внешней политики. Мало того, туристы из санкционных России и Беларуси ездят на острова, чтобы посмотреть скалы. Через европейские лоукостеры цены на поездку на Фареры вполне приемлемые.
Стоимость дня проживания на Фарерских островах – максимум 50 евро. В Норвегии и Исландии – больше. К тому же в той же Исландии дикие цены на картофельный шнапс, что для российских туристов не зело борзо. На Фарерах – всё нормально, в каждом доме самогонный аппарат.
Фактически Фареры давно уже независимы. Это подчеркивает недавняя фраза министра иностранных дел автономии Хоньи Хойлдала:
«Мы способны самостоятельно оценивать то, что происходит на нашей территории и в нашей акватории».
Всего Фареры добывают около 20 видов рыбы и морепродуктов, среди которых основными являются сельдь, треска, палтус и креветки. СССР с Фарерскими островами заключил договор еще в 70-х годах. По его условиям советские рыболовецкие суда имели право на вылов рыбы в фарерской акватории, за что суда Фарер пользовались Баренцевым морем.
Сейчас ситуация не меняется, и маленькие Фареры умудряются диктовать свои условия большому коллективному Западу. Примером являются слова министра рыболовства Фарер Арни Сколе:
«Для нас абсолютно правильно продлить взаимовыгодное действующее промысловое соглашение с Россией, где мы обмениваемся с россиянами квотами на вылов. Мы полностью дистанцируемся от любых войн, в том числе и от ситуации между РФ и Украиной. Но для нас это соглашение – гораздо больше, чем просто рыболовство, это также забота о рыбных запасах, о занятости наших рыбацких общин, верфей, о нашей экономике в целом».
Пример такого патриотизма маленьких островов заслуживает уважения. Видимо, потомки викингов сохранили свой боевой менталитет. При этом, помимо силы духа и любви к Родине, у фарерцев, оказывается, и ума хватает: последнее соглашение с РФ ещё и предусматривает ремонт фарерских судов на верфях в Мурманской области.