{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Еще раз о необходимости государственной политики в области обновления рыболовного флота (инфографика)

18 июня 2020 15:48

Автор - Братухин О.И. председатель совета директоров, генеральный конструктор «Русской пелагической исследовательской компании», член Общественного совета Минвостокразвития, член межведомственной рабочей группы Росрыболовства по вопросам организации строительства судов рыбопромыслового флота на российских судостроительных предприятиях.

«Нам нужен… современный… высокотехнологичный рыбопромысловый флот… Его создание, безусловно, ключевой вопрос для развития рыбохозяйственного комплекса страны…» - из выступления Владимира Путина на президиуме Государственного совета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, 19.10.2015г.

Материал о строительстве сотни единиц крупно и среднетоннажных рыболовных судов на одной относительно небольшой судостроительной верфи в Китае вызвал вопросы, в том числе связанные с тем, почему и зачем Китай строит сотни рыболовных судов в год.

Ответить на эти вопросы не представляется возможным, если не затронуть актуальный для нашего рыбохозяйственного комплекса вопрос о использовании государственного управления эти процессом. В данном случае на примере Китая, который именно благодаря последовательной государственной политики добился необыкновенных результатов в развитии своего рыбного хозяйства.

Как известно в международной практике государственная политика в области обновления и строительства рыболовного флота, являясь неразрывной частью общей государственной политики по развития рыбного хозяйства и экономики стран в целом, преследует несколько целей.

Во-первых, повышение эффективности использования собственных, национальных биоресурсов за счет роста экономической эффективности и производительности судов рыболовного флота (больше продукции, налогов для государства и прибыли для бизнеса с каждой тонны национальных биоресурсов), а также за счет экономического развития прибрежных территорий путем вовлечения его населения в промышленное рыболовство (регулирования типа-размеров судов строящегося флота), обеспечение его занятости и высокого уровня жизни.

Во-вторых, рост конкурентоспособности национального рыболовного флота для возможности конкуренции за биоресурсы в удаленных районах Мирового океана, поскольку как известно, страны, контролирующие больший объем биоресурсов будут иметь в будущем существенные преимущества не только в области пищевой промышленности и аквакультуры, но и в фармакологии, медицине и в других отраслях. Сюда же относятся и национальные геостратегические задачи.  

И в-третьих, развитие смежных с рыболовством отраслей экономики1 – и это не только отрасли непосредственно занимающиеся созданием и обслуживанием флота - судостроение, судоремонт и машиностроение (производство судового оборудования), но и те производства и отрасли, развитие которых основано на достижении первых двух целей, указанных выше – пищевой береговой перерабатывающей индустрии, береговой инфраструктуры, аквакультуры и животноводства2, фармакологии, медицины, а также услуг, производств и отраслей обеспечивающих функционирование и развитие всего указанного выше - финансовые услуги, производство орудий промысла и тары, строительство и другое. Отдельно выделим научные исследования и научно-исследовательские разработки новых продуктов и технологий, которые в большинстве из указанных областей экономики являются базовыми и определяющими.

К сожалению, у нас подобная политика в области строительства и обновления рыболовного флота, несмотря на прямое указание руководства страны, вынесенное в подзаголовок статьи – отсутствует полностью. Даже в области промышленного рыболовства и промышленной политики в рыболовстве, на протяжении всего послеперестроечного периода у нас отсутствует регулирование, направленное высокотехнологичное, конкурентоспособное обновление рыболовного флота и соответственно на достижение указанных целей.

Некому и возможно некогда у нас заниматься формированием государственной политики в этой области. Отсутствие профессиональных компетенций в силу недостатка профессионального базового образования, необходимых знаний, умений и опыта ответственных чиновников – главный фактор. Прежние профессиональные кадры безвозвратно ушли, а новые так и не появились. В отличии от Китая, где Бюро по управлению рыбным хозяйством и рыболовству Министерства сельского хозяйства занимается исключительно разработкой национальной стратегии развития рыбного хозяйства и соответствующей политики, разработкой соответствующих законов и правил рыболовства, а также контролирует их исполнение и несет ответственность за управление рыбным хозяйством.

Именно вследствие отсутствия подобной государственной политики наши биоресурсы используются не на благо населения и развития экономики, а на благо тех, «кому очень хорошо», по образному выражению Президента РФ, сказанному в своем выступлении на Президиуме Госсовета по развитию рыбохозяйственного комплекса в 2015г. То есть теми, кто пользуется государственными природными ресурсами (биоресурсами).  

Отсюда и такие результаты3по данным Росрыболовства из 19 основных показателей предыдущей «Стратегии 2020» развития рыбохозяйственного комплекса, выполнены лишь два, причем не выполненными остались все три приоритетных показателя – по объему вылова (процент выполнения плана 58%; объем вылова около 5млн.тонн соответствует вылову 55-летней давности – середине 60годов), объему производства товарной пищевой продукции (процент выполнения плана 60%) и среднедушевому потреблению (процент выполнения плана 73%, уровень потребления менее 2/3 экс-советского уровня, не обеспечивается минимальная медицинская норма потребления, а уровень потребление первой децильной группы населения в 3 раза меньше норматива здорового питания Минздрава и меньше чем даже в странах, отнесенных FAO к беднейшим странам с дефицитом продовольствия).

Не трудно догадаться, что ответственные за неисполнение плановых показателей, так же как и сегодняшние руководители за игнорирование прямых указаний руководства страны - отсутствуют.

Поскольку последние несколько лет Росрыболовство настойчиво твердит о успехах в развитии, связанных со строительством судов рыболовного флота4, этот процесс конечно же невозможно считать не только элементом или результатом государственной политики, но и каким-либо успехом.

Не только потому, что на отечественных верфях строится не конкурентоспособный5, а в некоторых случаях совершенно устаревший флот из середины прошлого века (см. рис. ниже), со всеми негативными последствиями для нашей экономики на длительную перспективу (с учетом нормативных сроков эксплуатации строящихся судов до 2045-2048г.) и это прямо противоречит задачи, поставленной Президентом о необходимости строительства современного флота. А часть флота строится вообще за рубежом и таким образом за счет фактически государственных средств (льготы, предоставленные пользователям в том числе для обновления флота, по оплате ставки сбора за пользование биоресурсами составляют сумму превышающую 3 млрд.дол.США) развиваются зарубежные экономики, в основном Китая и Турции6.

А потому, что нынешнее строительство судов на отечественных верфях направлено на перераспределение квот между пользователями, то есть на достижение целей, очень далеких от принятых в международной практике и направленных на развитие национальной экономики и благо населения. Инвестиционные квоты не резиновые и с их окончанием процесс строительства на отечественных верфях будет очевидно завершен, что подтверждает отсутствие дальнейших заказов. Таким образом задача, поставленная руководством страны о строительстве современного российского высокотехнологичного флота на отечественных верфях не будет выполнена7.

В Китае ситуация разительно иная, поскольку рыбное хозяйство, точно преследует цели, указанные в начале статьи и для их достижения рыбное хозяйство выделено в приоритетное направление развития китайской экономики. Случилось это не так давно – в 1979 г. В том же году была введена система лицензирования рыболовства, а в 1986 году «Закон О рыболовстве» превратил эту систему в закон. А первые крупнотоннажные траулеры (преимущественно экс-советские) начали работу в удаленных районах лишь в 1985г.

Но уже спустя 35 лет, в 2014г. по данным информационного агентства «Синьхуа», валовой доход рыбного хозяйства Китая достиг почти триллиона долларов США (5,99 трлн. юаней или около 962,4 млрд. долларов), что составило 9,4% ВВП Китая. Для сравнения: по данным Росрыболовства вклад рыболовства в ВВП России по итогам 2015 года составил менее 0,3%.

Несмотря на значительное число западных публикаций о том, что работа китайского рыболовного флота в удаленных районах мирового океана держится исключительно на дотациях, рыбное хозяйство Китая не только полностью самоокупаемо, но и генерирует существенную прибыль для государства, а экономическая эффективность работы морского рыболовного флота, прежде всего за счет его обновления, постоянно растет.

Этот результат достигнут исключительно за счет прагматичной политики и плановой системы развития Китая в течении семи пятилеток, когда ставились цели, выполнялись государственные пятилетние планы, а для их выполнения не только выделялось необходимое финансирование, но самое главное разрабатывался и реализовывался набор инструментов обеспечивающий их реализацию - стимулировались научные исследования и разработка новых технологий, стимулировалось их использование, стимулировались инвестиции, использовались налоговые льготы и дотации.

Подобной государственной политики в области управления рыбного хозяйства у нас не было никогда. Даже в период расцвета рыболовного флота во времена СССР, Минрыбхоз  обеспечивал типично экстенсивный путь развития (наиболее простой способ выполнения Госплана, за что тогда спрашивалось по настоящему строго) - способ увеличения объемов производства (вылов и выпуск продукции) за счет количественных факторов экономического роста, в данном случае – за счет постоянного увеличения количества рыбопромысловых судов, значительную часть из которых составляли крупнотоннажные суда. Не обращая особого внимание на уровень строящегося флота и его экономическую эффективность. Вполне естественно, что как всякий экстенсивный путь развития это приводило к постоянному росту государственных издержек в виде государственных дотаций для обеспечение работы рыболовного флота. Логическим результатом такого экстенсивного пути развития рыболовного флота, после прекращения государственных дотаций с распадом СССР, явилась невозможность отечественного крупнотоннажного флота вести промысел хоть сколько-нибудь эффективно в большинстве удаленных районов открытого океана. А в экономических зонах иностранных государств наши крупнотоннажники существенно (в несколько раз) уступали по эффективности современным западным аналогам.

Китай же, в отличии от СССР, вовремя изменил модель развития рыбного хозяйства от широкого роста масштабов (экстенсивного развития) до интенсивного роста качества и эффективности с поддержкой промышленных структур, основанных на инновациях с широким развертыванием собственного научно-инновационного производства и национальной научно-инновационной системы при активной, прагматической государственной поддержке. И это не красивые слова, как зачастую бывает у нас, а факты.

Бурное развитие  рыбного хозяйства КНР приходится на два последние десятилетия, но особенно на период 12-й Пятилетки (2011-2015 гг.). Как известно по данным ФАО в 2015 году Китай произвел 65,2 млн.тонн пищевой рыбы, при этом 47,6 млн. тонн (73%) приходится на аквакультуру и 17,6 млн. тонн (27%) на промышленное рыболовство.

Объем международной торговли рыбной продукции Китая за 35 лет увеличился в 110 раз с двукратным превышением экспорта (с 2002 года Китай является крупнейшим в мире экспортером рыбы и рыбной продукции) над импортом, не смотря на то, что Китай обеспечивает около 35% мирового потребления рыбы. Потребление рыбы на душу населения в КНР выросло более чем в 7 раз8  и по методологии ФАО составляет 37,9 кг на человека в год, хотя еще в 1980г. потребление составляло около 5кг/чел в год.

Китайская индустрия береговой переработки водных биоресурсов превратилась из небольших заводов по переработке замороженной рыбы в крупную комплексную перерабатывающую промышленность, в 2014 году насчитывающей 9663 перерабатывающих предприятия и 8624 промышленных холодильников для хранения десятков млн.тонн рыбопродукции с объемом годового выпуска продукции превышающей 30 млн.тонн.

В 2015 году рыбное хозяйство обеспечил работой более около 30 млн. человек (около 14млн. в рыболовстве, включая 5,1млн.человек в аквакультуре, а также 15,9млн. человек в смежных отраслях). Более 3,5 тысяч прибрежных рыболовных поселений с общим населением около более 5 млн. полностью зависели от морского рыбного промысла (для сравнения - в 1956г. отрасль обеспечивало работой лишь около одного млн.человек).

В первые четыре года двенадцатой пятилетки (2011–2015 годы) ежегодное производство водных продуктов увеличился на 3,8%, объем производства рыбной продукции увеличился на 11% в год, добавленная стоимость рыбной промышленности увеличилась на 18,07% в год, экспорт увеличился на 12% в год, положительное сальдо торгового баланса увеличилось на 14,5% в год. Продукты рыболовства были крупнейшим товаром, экспортируемым в течение четырех лет подряд в Китае. Объем производства морского пелагического рыбного промысла увеличился в годовом исчислении на 11,5%, объем обрабатывающей продукции увеличился в годовом исчислении на 11,9%, увеличив чистый доход рыбаков на душу населения на 12,6% и внеся значительный вклад в развитие экономики сельских районов.

Возвращаясь к политике обновления рыболовного флота, отметим, что как известно, начиная с 2008г., когда глобальный финансовый кризис затормозил рост китайской экономики, Китай провел структурные экономические реформы, основой которых был рост качества и эффективности, широкое развертывание собственного научно-инновационного производства, высокотехнологичный рост китайской экономики. Неотъемлемой и значимой частью экономики является и китайский рыболовный флот, поскольку именно в то время была принята программа его обновления на основе достижений научно-технического прогресса.

Как известно из общего количества около 600тыс. моторизированных судов, на морские рыболовные суда в Китае приходится около трети. Количество морских рыболовных судов сократились с 225 000 на пике их численности до 189 500 (из них около 2500 единиц осуществляют промысел в удаленных районах рыболовства) в конце 2014 года, выполнив Контрольные задачи 12-й Пятилетки. В соответствии с тенденциями развития мирового рыболовного флота, сокращение количества морских судов сопровождалось ростом его энерговооруженности и эффективности.

В 2016 году (первый год 13-й пятилетки) правительство Китая предложило новый набор средств для инноваций и развития национальной структуры промышленного рыболовства, направленные на увеличение эффективности и устойчивости. В том числе стимулирующие увеличение прибыли рыбопромысловых судов на основе использования инноваций в науке и технике рыболовства, используемом рыболовном оборудовании и орудий промысла.

Конечно же для достижения таких целей необходим набор инструментов, среди которых наиважнейшим является научно-техническое обеспечение процесса обновления рыболовного флота. Этим занимаются несколько государственных научно-исследовательских учреждений. Прежде всего к ним относится китайская академия рыбохозяйственных наук, которая связана с Министерством сельского хозяйства КНР, но работает под руководством Министерства науки и технологий КНР. В состав академии входят 12 научно-исследовательских институтов, включая напрямую касающийся обновления флота институт рыболовного машиностроения и приборостроения и 5 баз, расположенных в разных местах по всей стране. Существуют также научно-исследовательские институты провинциального уровня. Некоторые крупные промысловые провинции, такие как Шаньдун, Цзянсу и Фуцзянь, имеют два института, разделенных на морское рыболовство и пресноводное рыболовство.

Китай имеет законченную сеть технического расширения рыболовства, включая расширение морского рыболовства9. Самый высокий центр - Китайский национальный центр технической поддержки рыбного хозяйства. В его состав входят значительное число комитетов, включая подкомитет по морскому рыболовству, а также по рыболовным судам и оборудованию для морского рыбного промысла.

Не случайно Китай производит абсолютно весь спектр не только основного специализированного оборудования для рыболовного флота (промысловые, производственные, холодильные и рыбопоисковые комплексы), но и общесудового оборудования - пропульсивные комплексы (многочисленный спектр главных и вспомогательных двигателей, генераторов, редукторов, валогенераторов, линий валопроводов, подруливающих устройств, систем автоматики, управления и многое другое), системы навигации,  автоматики, а также весь спектр многочисленных общесудовых систем, необходимых для строительства всех типов судов рыболовного флота. Часть производимого оборудования уже соответствует лучшему мировому уровню, а другая часть достаточно быстро к этому приближается.

Именно эти институты являются фундаментом высокотехнологичного развития китайского рыболовного флота уже в настоящее время, а не только в будущем. Подобные учреждения, обеспечивающие научно-технический прогресс создания современного, конкурентоспособного рыболовного флота отсутствуют у нас полностью. Поэтому мы и имеем закономерный негативный результат. Хотя в наших условиях, подобные структуры безусловно могли бы быть существенно более компактными и эффективными.

Китайская ассоциация рыбного хозяйства является неправительственной организацией, которая служит мостом между Коммунистической партией и правительством с одной стороны и рыбной промышленностью с другой. Однако в отличии от наших ассоциаций, преследующих интересы исключительно тех «кому очень хорошо», то есть пользователей биоресурсами10, она в своей деятельности руководствуется исключительно целями, поставленными государством и Правительством КНР. Это касается и касалось поддержки любых вопросов – выдачи новых лицензий рыболовным судам (перелецензирование), введение ежегодных сборов с владельцев лицензированных судов и другого.

Работу как государственных научно-исследовательских институтов, так и негосударственных объединений обеспечивает наука и система образования КНР - университетов и колледжей, которые каждый заканчивают более 100тыс. студентов, становясь квалифицированными специалистами в рыбной отрасли.

Кроме того ежегодно, начиная с 1980-х годов, более 300 000 человек повышали свою квалификацию, обучаясь в отделе распространения новых технологий рыболовства и институтах рыболовства.

Вышеизложенное дает основание для понимания вопроса вынесенного в начало статьи -почему и зачем Китай строит сотни рыболовных судов в год: государством не только стимулируется, но и обеспечивается высокотехнологичное обновление и расширение национального рыболовного флота.

На основании анализа характеристик построенных в Китае рыболовных судов за достаточно длительный период можно утверждать, что уровень строящегося китайского рыболовного флота растет достаточно быстро.

Со строительства либо совершенно устаревших, не на что не похожих траулеров с совершенно отсталыми компоновочными решениями, обводами и характеристиками (см. ниже),

 

включая уровень используемого оборудования, либо с копирования проектов, разработанных в Японии в период 60-70г. прошлого века, даже с учетом постепенной их эволюции и улучшения их характеристик (см. ниже)

сегодня китайское судостроение начало строительство для своих рыбаков рыболовного флота, который вплотную приблизился к современным западноевропейским аналогам не только по общепроектным, техническим и производственным характеристикам, но и по уровню безопасности и используемому оборудованию (см. ниже чертеж реализованного китайского проекта 70х13,6м траулера-процессора, близкий по характеристикам к европейским аналогам).

Такие суда превосходят лучшие европейские аналоги 90-х годов (см. ниже)

и приближаются к лучшим современным образцам западного флота11, являясь достаточно мощными, производительными, энерговооруженными траулерами с высоким упором винта и скоростью траления.

На рис. ниже приведено сравнение основных общепроектных и технических характеристик 70метрового китайского траулера  и современного норвежского траулера такой же наибольшей длинны.

По аналогии с европейскими проектами полностью обновлены промысловые комплексы, использующие сетные барабаны12 (см. ниже),

и мощные ваерные лебедки (см. ниже).

Как известно в Китае существуют как частные рыболовные компании, так и компании с коллективной собственностью, а также государственные рыболовные компании. С учетом государственного регулирования было бы понятно, если бы заказчиками вновь строящихся рыболовных судов на верфях КНР были бы именно государственные компании, однако значительно большее число по количеству судостроительных заказов поступает напротив - от частных китайских компаний.

С чем же это связано?

Во-первых, китайскую национальную рыболовную лицензию могут получить рыболовные суда, построенные только на китайских верфях. Китай считает, что за счет природных ресурсов недопустимо развивать другие экономики.

Это не является особенностью китайского регулирования, являясь распространенной международной практикой. Первыми в отношении рыболовного флота были США, где было законодательно запрещено использование в своей экономической зоне рыболовных судов, построенных за рубежом. Причем случилось это еще тогда, когда СССР массово строил свой крупнотоннажный флот за рубежом, развивая чужие экономики13. Также это происходит и в Европе14.

Безусловно имеет значение стоимость строительства. Поскольку стоимость строительства судов рыболовного флота на китайских верфях существенно ниже, чем на любых других.

Имеют конечно же значение и прямые субсидии.  

Во-первых, любое рыболовное судно, построенное на любой китайской верфи15, как на государственных, так и частных верфях, получает государственную субсидию.

Размер субсидии ограничен максимальным значением в 30% построечной цены, зависит от размерений строящегося судна и выплачивается напрямую на верфь в процессе строительства.

Во-вторых, каждое вновь построенное лицензированное рыболовное судно получает государственную субсидию на топливо. Эта субсидия выплачивается рыболовной компании ежегодно, после начала эксплуатации судна. Ее размер зависит от размерений судна, мощности главного двигателя, орудий промысла и района промысла. Однако эта субсидия относительно не велика и постепенно снижается.

Такие условия обеспечиваются в Китае при строительство многих сотен единиц китайского рыболовного флота ежегодно на основании государственной политики и принятой более 10 лет назад государственной программы обновления рыболовного флота.

Нужна ли нам подобная государственная политика – вопрос риторический. Для достижения принятых в международной практике целей и эффективного развития экономики и создания конкурентоспособного современного рыболовного флота других способов не существует.

В заключении для правильного понимания хотелось бы подчеркнуть, что целью настоящей статьи не является призыв двигаться по китайскому пути развитии рыбного хозяйства, несмотря на наибольшие успехи Китая в этой области. Потому, что во-первых, несопоставимы экономики и масштабы рыбного хозяйства, во-вторых, потому, что говорить о необходимости создания целого спектра государственных институтов развития рыбного хозяйства, глядя на наши, мягко говоря, крайне неэффективные государственные органы управления и госкорпорации, такие как ОСК – невозможно. Они функционируют по каким-то своим законам, далеким от необходимых государству, даже при постановке точных задач руководством страны. И в-третьих, добиться поставленных целей у нас возможно все-таки более эффективным путем, при этом безусловно опираясь на государственное управление.

В западных странах существуют другие модели как стимулирования обновления рыболовного флота, использования технических и технологических инноваций, так и развития рыбного хозяйства в целом, однако во всех случаях они направлены на достижение целей, указанных в начале статьи.

Среди них тоже есть уникальные примеры, например Исландии, когда высокий жизненный уровень практически всего населения страны определяется рыболовством, вернее рыбным хозяйством - разумным и экономически высокоэффективным использованием того, что дает природа в интересах всего населения на основе современных решений в области рыболовства, обновления рыболовного флота и новых инновационных подходов в использовании биоресурсов16.

В целом решение подобных задач всегда упирается в настойчивость намерений со стороны государства и имеющиеся профессиональные компетенции. С первым у нас совсем плохо и только последнее все еще оставляет шанс России стать технологическим лидером мирового рыболовства. Который, впрочем, с каждым годом становится все более призрачным.


1. Валовый доход смежных отраслей существенно, в некоторых случаях в несколько раз превышает валовый доход собственно рыболовства

2. За счет производства кормов для этих отраслей. Особенно зависима аквакультура.

3. Для страны. Для пользователей все ровно наоборот – по уровню рентабельности несмотря на физически и морально устаревший флот, наш бизнес существенно опережает все развитые страны. Не только Китай, но и США, Японию, Норвегию, Исландию, Испанию, Канаду и другие страны.

4. Требования к вновь строящимся судам фактически готовились не специалистами, фактически под диктовку заинтересованных пользователей под уже определенные проекты судов. Именно так появились объекты инвестиций типа «А» (траулеры-процессоры для промысла минтая и сельди длиной более 105м), конечно же получившие наибольшие инвестиционные квоты. Напомним, под каким наиглупейшим обоснованием, содержащемся в пояснительной записке к проекту НПА - крупнотоннажные траулеры-процессоры имеют значительные сроки окупаемости, непривлекательные для инвесторов, поэтому требуют большая государственная поддержка. На самом же деле, во-первых, как известно в мире ровно наоборот, именно крупнотоннажные траулеры имеют наибольшую эффективность в силу значительной производительности и наименьшей себестоимости производства единицы продукции, а во-вторых, если именно крупнотоннажные траулеры малоэффективны, зачем же стимулировать именно их строительство?

5. Неконкурентоспособный уровень строящихся на наших верфях рыболовных судов не является неожиданностью. Об этом на стадии обсуждения требований к вновь строящимся судам под инвестиционные квоты предупреждали эксперты. В резолюциях Общественной Палаты Российской Федерации на основании публичных слушаний, на которых рассматривались проекты соответствующих нормативно-правовых актов, содержащие требования к объектам инвестиций, об этом сказано точно и определенно - требования, разработанные Росрыболовством безальтернативно определят неконкурентоспособный облик вновь строящихся судов. Что и происходит на практике.

Однако даже эксперты не могли предвидеть настолько отсталый уровень некоторых строящихся в настоящее время судов, что, впрочем, точно характеризует уровень и состояние отрасли.

6. Находится за пределами понимания с точки зрения государственных интересов. Причем заказчиками судов на зарубежных верфях являются пользователи, получившие от государства наибольшую поддержку.

7. Не говоря о том, что высокотехнологичное развитие экономики не может сопровождаться использованием неконкурентоспособных зарубежных проектов и зарубежного высокотехнологичного оборудования для рыболовного флота, стоимость которого превышает 50% стоимости рыболовного судна в целом.

8. У нас в сравнении с 1980г. потребление рыбы на душу населения существенно снизилось. Конечно же если сравнивать сопоставимые цифры без «фокусов» Росрыболовства, типа сравнения потребления в товарном весе (то есть вес съедобной части - без головы, внутренностей и костей) и в живом весе.   

9. Под расширением морского рыболовства понимается конечно же рост вылова. Однако не за счет роста количества судов, которое сокращается, а за счет роста вылова на судно, что достигается за счет использования все более и более производительных рыболовных судов и роста их эффективности.

10. Помимо государства деятельность наших ассоциаций наносит ущерб и самому бизнесу, поскольку именно такая их деятельность является основой передела квот между пользователями.

11. Хотя еще уступая по некоторым характеристикам.

12. Чего лишены рыболовные суда предыдущих генераций, в частности шхуны по японским проектам.

13. Во времена СССР, за исключением последнего периода, это делалось осознанно, поскольку было необходимо развивать экономику стран, так называемого соцлагеря. Ради чего это происходит сегодня – не понятно.

14. Следует заметить, что подобная практика не используется в каждой европейской стране в отдельности (по разным причинам, иногда и объективно характера, в силу, например, отсутствия в некоторых странах необходимой промышленности и верфей), однако весь европейский рыболовный флот построен на европейских верфях, с использованием европейского оборудования, за единичными исключениями.

15. Даже не обсуждается, что используются только китайские проекты и только произведенное внутри страны оборудование. Заметим, что под словом китайские проекты понимается совершенно иное, чем то, что происходит сегодня на российском рынке в части проектирования рыболовных судов. Происходит фактическая покупка, мягко говоря, не лучших зарубежных проектов и их адаптация под наши требования. Но даже адаптацией у нас занимаются украинские и западноевропейские компании. Это огромные, недооцененные риски для всего нашего рыболовного флота.

16. Эффективность рыболовства Исландии уместно проиллюстрировать путем сравнения экономики Исландии и Камчатки. Они похожи в том отношении, что при практически равном населении рыбная отрасль играет ключевую роль в обеих экономиках.

Однако при больших объемах вылова биоресурсов на Камчатке в сравнении с Исландией, ВВП на душу населения в Исландии в 10 раз выше чем на Камчатке.

По словам Сигридур БЕРГЛИНД АСГЕЙРСДОТТИР, Чрезвычайного и полномочного посла Республики Исландия в России еще в 20-ом веке Исландия была одной из самых беднейших стран Западной Европы, но сегодня именно благодаря рыболовству Исландия входит в число самых процветающих стран мира (в отличии от Камчатки – прим. автора). Что стало возможным исключительно рациональному использованию природных биоресурсов, современному высокоэффективному рыболовному флоту и технологическим инновациям. Заметим, что вклад в экономику Исландии смежных с рыболовством отраслей экономики существенно выше, чем собственно рыболовства.   

{{countTopicsText}}
Александр Макаров
19 июня 2020 09:32
Ясно, чо сразу невозможно перескочить в идеальную модель. Но важно выбрать правильный путь развития, иначе отрасль будет заведомо обречена на отставание от передовых аналогов. Поставленные острые вопросы, надеюсь, помогут откорректировать неудачные решения.

Интересно сравнение  Камчатки и Исландии. Хочется верить, что Камчатка уже охвачена духом соревнования и порывом превзойти Исландию )).
Сухов Вячеслав Юрьевич
20 июня 2020 23:20
Китай- коммунистическая держава. И хотя в середине 80-х они провозгласили "уход партии из экономики", ключевые глобальные решения остаются за КПК. Они деньгами поддерживают свою рыбную промышленность, включая экспансию в экономзоны развивающихся стран. Насколько это целесообразно, вскрытие покажет, как говорят врачи. 

У нас ситуация совершенно другая. Рыбную промышленность не только не поддерживают, но совсем наоборот. Несмотря на это, страдания относительно отставания от передовых аналогов сильно преувеличены. Достаточно сравнить средний возраст нашего (не молодого) флота с флотами других рыболовных стран.

И самое главное, чего все так переживают относительно возраста нашего ( в кавычках) флота? Неужели можно предположить, что пользователи квот (это их флот), как малые дети в детском саду доломают игрушку и усядутся размазывать сопли по щекам? Они сами решат когда и что им нужно построить или купить, чтобы и дальше использовать квоты. 

На прошлой неделе  прошла  статья молодого автора "Зачем нам инвестквоты? Взгляд на рыбный промысел в столетнем масштабе" https://www.fishnet.ru/news/novosti_otrasli/92617.html Тоже человек озабочен старением флота. Вывод понятный и естественный для портала судостроителей - надо срочно строить, и как можно больше. 

Прочитал статью несколько раз и не понял, зачем был приведен экскурс в историю?  Выводы не просто странные, но совершенно глупые. А когда взглянул на таблицу "Добывающие суда рыбной промышленности СССР", сознание мое помутилось, я начал сомневаться в своей собственной биографии.... 

Автор ссылается на работу Янышева и Нестеровой. Оказалось, что это один человек - Янышева (Нестерова). Не знаю кто это, да и не интересно, но в строке "Плавбазы" у неё с 1966 по 1971 гг. стоят нули. Вот тут я и поплыл. Выходит не работал я на первой в своей жизни производственной практике в 1968-69 гг. на плавбазе "Рыбацкая Слава", а эта серия из 7 семи судов была построена в ФРГ с 1965 по 1967 гг. Не было и польских плавбаз В-69 типа "Профессор Баранов", серия из которых началась в 1967 году. Не было и так называемых "теплых" плавбаз (без заморозки), на основе проекта рудовозов. Их было построено аж 15 единиц с середины 60-х годов.

Вот мне интересно, это можно считать фальсификацией истории? :-))

Пожалуй буду закругляться. Основная мысль - замена флота процесс естественный и постепенный. То, что китайцы строят какие-то "уникальные" суда, сомнений не вызывает, но посмотрите на чем они работают, например, в Африке, или в своих прибрежных водах. Не очень-то они торопятся внедрять передовую научную мысль, а потому, что прагматики, а не прожектёры.


Андрей
22 июня 2020 07:28
длинно.  Кое-в-чем по делу.  В первую очередь, по вопросу способности российских верфей строить современные рыболовные суда.  Жаль, понимание пришло поздно - автор был одним из первых проповедников "квот под киль", впоследствии отошедший от темы, или не попавший в "обойму".  Хорошие ли суда строят в Китае?  Разные, и еще более разные эксплуатируются.  Есть ли Правило, запрещающее ловить на судах иностранной постройки - не знаю, но если и есть, оно не применяется.  В китайском флоте полно БАТМов, есть Антарктида, много лет работали несколько судов типа Виго.  Все без исключения в стабильно очень плохом состоянии.  Получится ли у КНР строить хорошие суда?  Посмотрим.  Самолеты не очень получаются, хотя попытки делаются давно.  Вот, в США тоже есть закон, запрещающий ловить рыбу судам иностранной постройки.  Я имел счастье посетить новенький чисто американский траулер Ahora перед первым промысловым рейсом.  Качество постройки не вызывало восторга.  Поэтому вопрос, нужна ли специализация в судостроении, остался для меня закрытым.  Нужна, а страны, ограничивающие допуск в свои воды иностранного флота, путь смотрят свои независимые телевизоры, ездят на своих независимых автомобилях, ну и т.д.
Александр Макаров
26 июня 2020 15:00
Хотелось бы узнать, какие конкретные недостатки у БМРТ, которые строятся на Адмиралтейских верфях для РРПК.

"Каждое новое судно рассчитано на ежегодный вылов более 60 тысяч тонн рыбы, что в 2,5 раза превышает производительность судов, составляющих сегодня основу рыбопромыслового флота на Дальнем Востоке РФ. Инвестиции в строительство серии из 10 судов превышают 65 млрд рублей.

Особенностями нового флота станут значительно увеличенные производственные мощности, максимальная безопасность, высокая экологичность и улучшенные условия труда и отдыха экипажей. Суда будут оборудованы современной фабрикой, способной осуществлять глубокую безотходную переработку всего улова в продукцию с высокой добавленной стоимостью, прежде всего филе минтая и сурими. Планируется, что третье и четвертое суда серии будут заложены летом текущего года." www.fishnet.ru/rfc/?dmode=news…;

Правительство проводит такую же политику, как в любой другой отрасли. Поэтапная локализация производства в РФ, защита внутреннего производителя пошлинами на иностранный новострой. Иностранные проектанты работают у нас и нанимают наших людей, которые обретут необходимые компетенции.

Иностранцы (недавно Royal Greenland, Brim и др) пополняют флот новостроем, а нам сбывают выбывающие суда ( постепенный путь для нас :)) РРПК идет путем быстрого повышения эффективности - можно только приветствовать.

Россия имеет большую потребность в разного рода флоте и многое строит ( ледоколы, газовозы, военные корабли, сухогрузы и тд) , почему не строить самим и рыболовецкие суда?  Нужно просто объединить все мощности оптимальной кооперацией. 



Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>