Есть ли связь между «Сапфиром-2» и решением Россельхознадзора?
В норвежских компаниях, пострадавших от запрета на экспорт лосося в Россию, утверждают, что их продукция проходит строгую инспекцию норвежских властей, доказательств листериоза не обнаружено. Производители опасались такого рода поступка со стороны России, которая считается основным покупателем норвежского лосося и норвежской рыбы в целом. В Норвегии этот сегмент продаж превышает EUR 600 млн./год. Но здесь существуют и правила регулирования рыбного промысла, строго запрещающие сброс рыбы в воды под юрисдикцией Норвегии. Об этом знают все.
Международные отношения беспокоят не только фермеров. Недавно владельцы норвежских рыболовных судов заявили, что сотрудничество России и Норвегии в области рыболовства периодически оценивается как проблемное, оно не всегда удовлетворительно. По этой причине норвежские шкиперы-рыбаки неохотно заходят в российские воды Баренцева моря. Ассоциация норвежских судовладельцев призвала правительство Норвегии потребовать от России разработки более сбалансированной и транспарентной (прозрачной) нормативно-правовой базы, оперативности информирования их рыболовных компаний в случае важных изменений в законодательстве РФ или рыболовных правил в ИЭЗ РФ Баренцева моря.
По словам советника по рыболовству норвежского посольства, квоты на треску и пикшу в Баренцевом море увеличены благодаря успешному сотрудничеству по управлению ресурсами, стабильному функционированию контрольного режима. Чтобы избежать повторения досадных эпизодов, связанных с задержанием российских кораблей, стороны договорились разработать инструкцию по контролю морского промысла для ресурсов, добыча которых регулируется СРНК, согласовать определение понятия «сброс рыбы» (это упростит деятельность рыбаков и контролеров). Позиции сторон в отношении рыболовства в районе архипелага Шпицберген различны, поэтому достигнута договоренность о проведении сессии по данному вопросу. Скорее всего, это будут переговоры на уровне МИД.
Всего в Россию поставляют рыбу более 30 норвежских предприятий. Норвежский Комитет по Вопросам Экспорта Рыбы (НКВЭР) сообщил, что в сентябре в Россию продано 26 тыс. т норвежской рыбы на сумму EUR 60,5 млн. Запрет на поставки отдельных предприятий в Россию в НКВЭР считают неприятностью, но пока общие объемы рыбного экспорта на российский рынок только увеличиваются (падает цена на лосося). Дипломаты готовятся к переговорам, а поставки норвежской рыбы в Россию ограничиваются. С 5 октября 2011 г. Россельхознадзор закрыл границу для продукции компании Sotra Fiskeindustri AS, с 10 октября - Egil Kristoffersen og Sonner AS, с 25 октября - Kirkenes Processing AS. В Egil Kristoffersen og Sonner AS «Известиям» сообщили, что их продукция тестируется каждый день и продается по всему миру, предположений, почему поставки в Россию закрыты, у них нет. Представитель Россельхознадзора А. Алексеенко пояснил, что в образцах продукции трех компаний нашли листерию.
*Листериоз (Listeriosis), общее инфекционное заболевание (в основном кишечное), вызываемое патогенными видами микроорганизмов - листерий (Listeria monocytogencs). Листерии обладают сравнительно высокой устойчивостью, широко распространены во внешней среде. Микроорганизм хорошо сохраняется и размножается при низких температурах от 4 до 6°С («микроб холодильника»). Листерии способны вести сапрофитный образ жизни, могут встречаться в загрязнённой стоками озёрной, морской и речной воде, особенно в прибрежной зоне, поселяться на гидробионтах (рыбе и морепродуктах). Селятся на поверхности тел рыб, в качестве источника питания используют эскулин рыбьей слизи.
**Траулер «Сапфир-2» - старая «иномарка» постройки 1974 г., находится в долевой собственности шести рыболовецких колхозов Архангельской области, экипаж - 35 человек Приписан к Мурманскому рыбному порту, работает на мурманскую рыбопромышленную компанию «Рыбропоминвест». Береговая охрана Норвегии опубликовала компрометирующие фото, на которых видно как с судна сбрасывали в море рыбу, что и послужило поводом для ареста. Капитан траулера все обвинения опроверг, заявив, что рыба попала в море в результате технологического процесса вместе с отходами.