Фарерские острова бросили вызов Европе
Рыбный день не только четверг
Расположенные в северо-восточной Атлантике Фарерские острова, автономные от Дании, снова бросили вызов Европе - ЕС, Фареры и русский берег – санкции отдельно, рыба отдельно. Антироссийская политика Дании и, в целом, Евросоюза равносильна для островов экономическому убийству.
Напомним, Россия и Фареры на днях без особых проблем договорились в Москве о продолжении сотрудничества в 2025 году в рыбном промысле и воспроизводстве рыбных ресурсов. Причём сразу в обеих морских экономических зонах сторон. Такое сотрудничество продолжается ещё с 1977 года.
Власти и бизнес-сообщество столь небольшой и по сути автономной территории – лишь 1400 кв. км и около 54 тыс. жителей (2023 г.) – поныне отказываются от санкций против России и Белоруссии.
Известно, что, в отличие от самой Дании, Фареры не участвуют в Евросоюзе. И, вопреки угрозам санкционных мер со стороны Копенгагена и ЕС, Фарерские острова, не принимая во внимание западные санкции против России, подписывают с ней ежегодные соглашения о сотрудничестве в рыбной отрасли.
По соглашению на будущий год предусмотрен обмен квотами, то есть разрешёнными объёмами на вылов семи видов рыбных ресурсов, включая креветки, треску и сельдь. Как в российском секторе Баренцева моря, так и в фарерском секторе Северной Атлантики.
О квотах не спорят
Ввиду сокращения рыбных запасов в этих бассейнах, указанные квоты сокращены в равных пропорциях для обеих сторон. Поэтому, как указано в соглашении на 2025 год, РФ и Фареры «также рассмотрели вопросы дальнейшего спутникового слежения за промысловыми судами обеих сторон, совместную программу научно-исследовательских работ в будущем году».
По данным российского отраслевого портала «Фишньюс», фарерские представители остались довольны достигнутым соглашением и намерены продолжать сотрудничество с Россией, несмотря на геополитическую ситуацию. Понятно, что такая политика Торсхавна вызывает отторжение в Евросоюзе.
Так, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, прибыв на Фареры в марте 2024 г., выразила недовольство ЕС сотрудничеством Фареры с Россией. Заявив:
«В Брюсселе озабочены сохранением Фарерскими островами соглашений с Россией в области рыболовства после начала конфликта на Украине. Фареры придерживались общей санкционной политики ЕС в отношении РФ, но соглашение с ней в области рыболовства не подпадало под эту категорию».
Фарерская сторона ответила, что, во-первых, руководствуется собственными внутри- и внешнеэкономическими интересами. А во-вторых, Фареры не участвуют в Евросоюзе, поэтому внешнеэкономические и внешнеполитические предписания Брюсселя обязательны для Дании, но необязательны для этой автономии.
Шагом за независимостью?
Со времени вступления Дании в ЕС (1973 г.), участие в этой структуре не распространилось на Фарерские острова. Так высказалось их население на референдуме 1972 г. — против присоединения к ЕС были отданы до 75% голосов. Примерно такой же показатель был и в Гренландии.
Поэтому в договоре о присоединении Дании к Евросоюзу содержится оговорка о неучастии в ЕС Фарерских островов и Гренландии. В 2024 году почти незамеченной прошла информация, что Фареры, в рамках такой своей политики, могут в ближайшие год-два самостоятельно вступить в действующую с начала 60-х Европейскую ассоциацию свободной торговли (EFTA).
В данной структуре изначально участвуют соседние Исландия, Норвегия, а также Швейцария и Лихтенштейн. Вступление Фарер укрепит позиции EFTA и тем более сократит «подчинённость» архипелага Копенгагену. Тем более что ещё в 2013 г. правительство Фарер выпустило документ «Фарерские острова — государство в Арктике».
Острова тем самым фактически продекларировали стремление архипелага к полной независимости от Дании. Этот документ был дополнен в начале 2020-х положением о необходимости пересмотра договора с метрополией 1948 года об обязательной регистрации в Копенгагене фарерских внешнеторговых соглашений.
Напомним, что в 1948 году Фарерские острова получили автономию, расширенную с 70-х гг. А в конце февраля 2020 г. фарерский премьер-министр Стейн Нильсен выступил с заявлением, которое в Копенгагене предпочитают замалчивать до сих пор:
«У нас — Гренландии, Фарерских островов и Дании — разные интересы и приоритеты в Арктике и северной Атлантике. Что должно быть закреплено в новой Арктической стратегии Королевства».
Москва и «фарерский вызов»
Напомним, что партнёрство Фарерских островов с Россией по взаимному промыслу основывается на двустороннем бессрочном договоре о сотрудничестве ещё с СССР в рыбной отрасли, подписанном в 1977 году. Документ предусматривает, что стороны в рамках ежегодных соглашений должны уточнять квоты на совместный вылов рыборесурсов с учётом состояния этих запасов в морских экономических зонах сторон.
Также соглашением предписано уточнять ежегодные совместные программы по воспроизводству этих ресурсов, промысловым технологиям. Поясним: почти 90% объема экспорта Фарер – это разнообразная рыбная продукция. Причем не менее 70% фарерского рыбоэкспорта с начала 80-х годов приходится на бывший СССР – с 1992 г. на Россию.
Растут объёмы поставок той же продукции в Белоруссию и Казахстан. Фарерские острова и СССР–РФ издавна сотрудничают по технологиям рыбопереработки, модернизации промыслового флота, в воспроизводстве рыбных ресурсов.
В последние годы растут и поставки фарерской баранины, высококачественной овечьей шерсти в Россию. В свою очередь, наша страна поставляет на острова нефтепродукты, зерновую муку, химические удобрения, комплектующие и запчасти для промысловых и торговых судов.
Новый фарерский «вызов» Дании и, в целом, Евросоюзу показывает, что датская метрополия уже не обладает рычагами надлежащего влияния на свою автономию. Соответственно, в датских СМИ прогнозируют, что, во-первых, дальнейшие диспропорции между Копенгагеном и Торсхавном в отношении РФ, наряду с неучастием Фарер в Евросоюзе, способны ускорить их выход из состава Дании.
Такое, как известно, уже случилось с Исландией — протекторатом Дании вплоть до 1943 г. Рейкьявик в те годы наладил прямые дипломатические, а вскоре и экономические отношения с СССР. А пророссийский курс Фарер вполне может повлиять на другую, куда более обширную и экономически мощную автономию Дании — Гренландию.
В Гренландии всё чаще сетуют на растущий ущерб из-за приостановки в 2024 году – под воздействием США и датских властей – рыбопромыслового сотрудничества с РФ. Налаженного с СССР тоже в конце 70-х. На Фарерах же не отказываются – вопреки давлению со стороны ЕС и Копенгагена – от проекта зоны свободной торговли (ЗСТ) с Россией и Евразийским Союзом.
Предварительные договорённости о реализации такого проекта были достигнуты фарерскими властями и Евразийской экономической комиссией ещё в 2018 году. Тогда же стороны начали регулярные консультации по этому проекту, а подписание соглашения по ЗСТ запланировано уже на 2025 год.
Источник: Военное обозрение