ФАС признала Metro Cash&Carry нарушившей закон о торговле
Взаимоотношения между ритейлерами и поставщиками могут в очередной раз измениться. На этот раз - в отношении так называемых маркетинговых услуг, когда компании платят за продвижение своих продуктов внутри магазинов. По жалобе производителей рыбы, в числе которых и «Русское море», в числе акционеров которого бизнесмен Геннадий Тимченко, ФАС посчитала, что стоимость этих сборов должна быть равной для всех поставщиков вне зависимости от объема отгружаемого товара. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на Известия.
Такое решение комиссия ФАС приняла на этой неделе. Чиновники пришли к выводу, что ООО «Метро Кэш энд Керри» дискриминировало права поставщиков рыбы и морепродуктов. Речь идет о том, что часть компаний, у которых оборот был больше, меньше платили за возможность размещать на территории сети и ее буклетах различные рекламные материалы. И тем самым получали преимущества перед другими поставщиками.
В самом Metro не отрицают подобного рода сборов. «В наших буклетах размещалась информация о некоторых поставщиках рыбы. ФАС на основании обращения ряда компаний сочла, что это ущемляет права других наших поставщиков», - пояснила представитель Metro Оксана Токарева. При этом в компании подчеркнули, что до получения мотивировочной части решения ФАС (оно должно быть готово примерно через неделю) не будут комментировать свои дальнейшие действия.
Собственно, вариантов у компании только два - либо обратиться в течение трех месяцев в арбитражный суд, либо начать исправлять нарушения. «Мы анализируем ситуацию», - говорит Токарева.
На компанию Metro еще весной этого года в ФАС пожаловалась Ассоциация торговых предприятий рыбной отрасли. Одним из инициаторов обращения стала группа компаний «Русское море». «Единые правила игры важны для всех. Нас не устраивает эта бесконечная конкуренция маркетинговых бюджетов», - говорит генеральный директор компании Дмитрий Дангауэр.
Так называемые маркетинговые услуги в той или иной форме существуют в любой розничной сети. Компания взимает дополнительную плату за размещение рекламных материалов на территории торговой точки или появление информации о продукте в буклете ритейлера. По словам Дангауэра, в конечной стоимости продукта на эти платежи приходится от 10 до 20%.
Административное расследование, которое сейчас проводит ФАС, грозит Metro штрафом от 2 до 5 млн рублей. Что для такого гиганта, конечно, не много. Но последствия могут быть гораздо серьезнее.
«Дело в отношении Metro - первое, связанное с нарушением антимонопольных норм закона «О торговле». Оно прецедентно. Мы усматриваем в действиях этой компании и ряда других торговых сетей признаки дискриминационных условий за оказание маркетинговых и подобных услуг», - заявил заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров.
Помимо «рыбного» направления ФАС займется соблюдением правил торговли и другими группами товаров. По словам Кашеварова, сейчас антимонопольное ведомство рассматривает несколько аналогичных дел. Каких сетей и товарных групп это касается, Кашеваров не раскрыл. Обратиться в ФАС с требованием проверить розничные сети на дискриминирующие договоры решил сенатор Сергей Лисовский, один из инициаторов принятия закона «О торговле». «Сначала, когда приняли закон «О торговле», сети слегка пришли в себя, но сейчас, видимо, подумали, что в период выборов будет не до них. Рыба - это только начало. Мы постепенно будем приводить все договоры между поставщиками и сетями в норму», - заявил Лисовский.
Торговое сообщество в недоумении. «Это позиция ФАС, которую мы будем уважать. При этом от суммарного торгового оборота всех компаний на маркетинговые договоры приходится 1-2%. Так что существенного влияния на сети данное решение никак не окажет», - считает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белановский.