ФСБ берёт на крючок рыбопромышленников с иностранными судами
Минсельхоз с подачи ФСБ вернулся к идее декларирования рыбопромышленниками в портах РФ иностранных судов. Соответствующий проект изменений в «Правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов» опубликован на портале нормативных правовых актов.
Напомним, такой механизм должен был заработать еще в 2022 г. Однако в 2021 г. Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) обратилась к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой ввести трехлетний переходный период в связи с критичными на тот момент условиями работы – коронакризисом и закрытием китайских портов.
Рыбопромышленники объясняли это тем, что им грозят высокие единовременные траты: НДС 20% за декларирование судов (в целом 23,4 млрд руб.) и таможенная пошлина в 5% от стоимости судов на 1,7 млрд руб. Также все суда должны будут из районов промысла прийти в российские порты. Допзатраты на переходы ВАРПЭ оценивала в 3,22 млрд руб., потери от недовылова – в 1,14 млрд руб.
Минсельхоз решил больше не ждать, ссылаясь на данные ФСБ России, следует из пояснительной записки.
«По информации ФСБ России (письмо от 27 февраля 2023 г.), в 2022 г. выданы разрешения в отношении более чем 20 судов, прошедших таможенное оформление по процедурам реэкспорта или переработки на таможенной территории, не предусматривающими уплату таможенных платежей», - говорится в документе.
В результате происходит освоение государственного ресурса (водные биоресурсы) с использование судов, имеющих статус иностранного товара. Между тем такие суда не заходят в российские порты, не ремонтируются на отечественных верфях, не участвуют в развитии российской портовой инфраструктуры и рыбоперерабатывающей промышленности.
Да и в целом – суда приобретаются, строятся и ремонтируются за рубежом, тем самым стимулируя развитие иностранного судостроения. В том числе стран, поддерживающих антироссийский санкции. К примеру, Японии.
По мнению спецслужб и чиновников, такие действия создают угрозу экономической безопасности Российской Федерации, не способствуют созданию равных конкурентных условий для лиц, осуществляющих рыболовство, а также в обеспечении загрузки отечественных производственных перерабатывающих мощностей, судостроительных и судоремонтных предприятий и наконец – портовой и прибрежной инфраструктуры.
«Учитывая изложенное, требуется внесение изменений в пункты 4 и 10 Правил № 2066 в части изменения условия по выдаче разрешений, а именно предусмотреть в данных пунктах новое условие о том, что разрешения будут выдаваться только в случае предоставления пользователями (юр.лицами, ИП) информации о таможенном декларировании судов, приобретенных или построенных за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза после 1 января 1995 г., в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления», – резюмирует Минсельхоз.