Генеральный директор ОАО «НБАМР»: cлухи о кризисе не более чем разговоры
На вопросы «НР» отвечает генеральный директор ОАО «Находкинская БАМР» Олег Михайлович ДАРЬКИН. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на nr-citynews.ru.
. Олег Михайлович, расскажите, пожалуйста, что сегодня представляет собой Находкинская БАМР и какую позицию она занимает в рыбопромышленном комплексе Дальнего Востока?
- База по-прежнему удерживает статус не только одного из крупнейших добывающих предприятий региона, но и в целом в отрасли. В действии 16 крупнотоннажных рыбодобывающих судов и один транспортник. Промысел ведём в Охотском и Беринговом морях. У берегов Японии по межправительственному соглашению добываем лемонему. На предприятии трудится более двух тысяч человек. Морепродукция сбывается не только на внутреннем рынке, но также на потребительских в Европе, Корее, Китае и США.
По результатам работы в прошлом году БМРТ «Механик Брызгалин» вошёл в десятку лучших судов на международных торгах в Южной Корее, выпускающих продукцию экспортного исполнения. В нынешнем году в десятку лидеров вошли уже четыре бамровских судна по качеству минтаевой икры, а «Механик Брызгалин» уверенно занял второе место. Всё это говорит о том, что с каждым годом предприятие ставит перед собой новые ориентиры и занимает новые рубежи. В последнее время мы совершенно по-другому стали относиться к подготовке в Охотоморскую минтаевую экспедицию, формированию экипажей, снаряжению флота, качеству продукции и тары. А всё потому, что новая команда сумела разглядеть в основной для нас, Охотоморской, путине хороший источник дохода.
По итогам работы в прошлом году акционерное общество в сравнении с предыдущим увеличило вылов на 9,8 %, или почти до 157 тысяч тонн. И если в 2010 году оно получило 1,3 млрд чистой прибыли, то в минувшем этот показатель возрос на 63,1 % и составил 2 млрд 137 тыс. рублей. Если сравнивать производственные и финансовые показатели первого квартала нынешнего года по отношению к аналогичному периоду минувшего, они также существенно выше. В целом к прошлогодним объёмам добычи планируется добавить ещё 10-12 тысяч тонн. Из года в год продолжаем работать эффективно, с наращиванием темпов.
. Куда ушла большая часть продукции?
- Если говорить о филе, которое стало основной продукцией минтаевой путины, по результатам работы в прошлом году его было выпущено 8,6 тысячи тонн. Большая часть этой продукции ушла за рубеж. Не остался без внимания внутренний рынок. К примеру, в 2010 году в Россию мы поставили 248,5 тонны минтаевого филе, в минувшем – 540 тонн, а в нынешнем – более тысячи тонн. Всё зависит от спроса. Весь улов кальмара и лемонемы ушёл на внутренний продовольственный рынок.
. В годы расцвета в БАМРе насчитывалось более сотни только крупнотоннажных судов, осталось 16. Бывает, акционеры обвиняют новую команду менеджеров в том, что она, якобы, не задумываясь о завтрашнем дне, продолжает распродавать имущество и флот.
- Кто так говорит, тот совершенно не знает реального положения дел на предприятии. Нынешнего флота вполне достаточно для того, чтобы полностью выбирать выделяемые БАМРу квоты. При хорошем содержании и реновации наших судов их технического ресурса вполне хватит ещё, как минимум, до 2018 года. Другое дело, что возраст траулеров заставляет задумываться над этим вопросом уже сегодня. На замену выбывшему из состава предприятия БМРТ «Дмитрий Пащенко» ввели сразу два траулера: в 2010 году «Антарес», в 2011 – «Ардатов».
Наравне с этим продолжаем подыскивать на вторичном рынке бэушные специализированные суда для промысла кальмара и лемонемы. Но пока, к примеру, кальмароловов не встречали. Найдём – возможно, купим ещё пару судов. А вообще, перед акционерами стоит задача постепенно заменить все РТМСы, технический ресурс которых подходит к концу. Другое дело, если бы БАМРу увеличили лимиты, скажем, охотоморского минтая хотя бы на 40 тысяч тонн, тогда можно было бы вести речь о приобретении ещё трёх крупнотоннажных судов. А при нынешних квотах на биоресурсы в увеличении флота нет резона.
Что касается имущества, мы действительно отказались от одной трети причальных сооружений, включая береговой холодильник. Но только по той причине, что они на протяжении многих лет являлись убыточными. Такого количества причалов в настоящее время предприятию уже не нужно. Это во-первых. Во-вторых, гидротехнические сооружения – государственное имущество. Сегодня примерно половина из них находится в плохом техническом состоянии, однако государство по-прежнему не намерено финансировать их ремонт и содержание. За прошлый год арендная плата за имущество БАМРу обошлась около двух миллионов рублей, в планах – повысить её сразу в несколько раз. Скажите, зачем акционерам бесполезное бремя? Нынче такое время, когда все считают каждый рубль.
. С начала года в городских автобусах были расклеены объявления о покупке акций ОАО «НБАМР». Одним из главных претендентов на владение крупным пакетом желала стать московская группа компаний «Русское море», поставившая цель сконцентрировать в своих руках десять процентов активов рыбной отрасли России.
- У неё ничего не получилось. Кто станет продавать акции стремительно развивающегося и приносящего хорошие доходы предприятия?
. Недавно у вас состоялось акционерное собрание. О чём шла речь?
- Как обычно: заслушали отчёт, подвели итоги, наметили задачи на ближайшую перспективу. Акционеры ещё на год продлили мои полномочия генерального директора. Принято решение: на выплату дивидендов направить 1,5 миллиарда рублей. И снова приходится слышать некоторое недовольство: дескать, почему так много. БАМР закрыл все текущие расходы: зарплату, ремонт и подготовку флота к экспедициям, за прошлый год заплатили 1,2 миллиарда рублей налогов, третий год подряд обходимся без кредитов, индексируем зарплату, наращиваем объёмы производства. Чистая прибыль за минувший год составила более двух миллиардов рублей. Покупать дополнительный флот нет смысла. Почему бы не выплатить хорошие дивиденды?!
. Одна из главных нынешних проблем коллектива — увеличение зарплаты и снижение продолжительности рейсов. Какие меры предпринимает работодатель для решения этих вопросов?
- Заработная плата у рыбаков индексируется регулярно. Недавно пересмотрели контрактные условия на текущий год. Сегодня средняя зарплата специалистов составляет от 120 до 150 тысяч рублей в месяц, матроса второго класса — от 40 до 60 тысяч рублей. Я так предполагаю, что недовольство исходит от тех людей, которые устроились в БАМР недавно из других компаний. Возможно, там они получали чуть больше, только деньги, насколько мне известно, в основном выплачивались «в конвертах», и работники не имели никаких социальных гарантий. В БАМРе всё как положено, по закону: производятся отчисления в пенсионный и другие социальные фонды, работники получают полный социальный пакет. Недовольные поймут разницу, наверное, только тогда, когда будут вынуждены пойти на больничный или у них наступит пенсионный возраст.
Что касается рейсов, на некоторых судах смену экипажей начали и будем продолжать в Петропавловске-Камчатском, а в Приморье доставлять самолётом. Это дешевле предприятию и удобно для людей. Благодаря такой тактике рейс БМРТ «Пелагиаль», который на днях ушёл на рыбалку, на 2-2,5 месяца станет короче. А пока долгие рейсы, текучесть кадров – главный бич.
. В последние годы предприятие вложило немало средств в модернизацию флота. Оправдываются надежды?
- Вести масштабную модернизацию на судах нет смысла, а в точечной – есть резон. Сегодня предприятию выделяют неплохие лимиты по добыче минтая, а значит, из него необходимо выжать всё, что возможно. Если в прежние годы рыбные внутренности шли только на изготовление муки, то после установки нового оборудования обработчики стали отдельно собирать печень и молоки, из которых выпускается пользующаяся спросом на рынке продукция. А это дополнительные доходы. В качестве совместного эксперимента с одним из научных учреждений приобрели и смонтировали на некоторых судах установки по производству рыбьего жира.
Продолжаем переоборудовать флот под выпуск филе с заменой физически и морально устаревшего оборудования на современные линии немецкой фирмы «Баадер». Но не пытаемся это делать на всех пароходах сразу, как это было раньше. Однажды в общем потоке была проведена модернизация и на БМРТ «Александр Беляков», куда вложили около двух миллионов долларов, но ожидаемого экономического эффекта от этого так и не получили. Поэтому сегодня подобные решения принимаются крайне осторожно и на основе тщательных расчётов.
. Какие стратегические задачи ставит перед собой совет директоров на ближайшее время?
- Максимально осваивать выделенные квоты, что не всегда получается. Причины разные. К примеру, в минувшем году недоосвоили примерно половину лимитов лемонемы в зоне Японии из-за взрыва на атомной электростанции в Фукусиме. Побоялись, что рыба может быть заражена радиацией. В числе других задач — сокращать сроки ремонта судов, поддерживать флот в нормальном техническом состоянии, индексировать зарплату и социально защищать трудовой коллектив в это непростое время.
. Сегодня, когда предприятие лишилось объектов соцкультбыта, в том числе и лагеря отдыха «Антарес», насколько социально защищены рыбаки и их семьи?
- Есть коллективный договор, статьи которого стараемся выполнять в полном объёме. В нём прописаны обязательства компании в том числе и по организации летнего отдыха детей наших сотрудников. Всем работникам, которые подают в профком предприятия соответствующие заявления, компенсируется 85 процентов этих издержек. В Приморье сегодня немало хороших детских лагерей отдыха, почему мы должны рассчитывать только на «Антарес»? Когда БАМР строил его, большая часть средств ушла на строительство гидротехнических сооружений, жилые корпуса остались без сушилок, туалеты и умывальники – на улице. В прошлом году в первую смену было зябко, почти половина детей простудились и заболели. Чтобы перестроить корпуса и довести их до нормального уровня проживания потребуется немало денег. А есть ли резон? С другой стороны, рыбак должен ловить рыбу, организацией детского отдыха должны заниматься профессионалы.
. В прежние годы в составе БАМРа работал береговой перерабатывающий комплекс, несколько лет назад его законсервировали. Нет задумки возродить береговую переработку?
- БПК особого экономического эффекта не приносил, рано или поздно с ним всё равно пришлось бы расстаться. Согласитесь, нет смысла отдавать туда сырьё за 30 процентов от себестоимости, чтобы выпускать ту либо иную продукцию. Сегодня ведутся переговоры о продаже берегового комплекса одному из наших партнёров – ООО «Дары моря», которое занимается дистрибьютерскими сетями. Примерно такие же проблемы когда-то встали и по комбинату рыбной гастрономии.
. Когда-то БАМР имела большие морские «огороды» марикультуры, потом полностью лишилась их…
- Мы уже сформировали пакет документов и подали заявку в администрацию края на предоставление предприятию морского участка под марикультуру. Планируем выращивать традиционные объекты промысла — гребешок, трепанг, ламинарию. В ближайшее время должен пройти аукцион по распределению участков. Я как-то попал на китайскую морскую ферму, посмотрел, как этим делом занимаются наши соседи, и тоже загорелся идеей.
. Олег Михайлович, какие праздничные мероприятия намечены к празднованию 60-летия БАМРа?
- Накануне Дня рыбака и юбилея предприятия пройдёт торжественное собрание. Перед административным зданием выступят с концертной программой артисты Приморской филармонии. Праздничные гулянья плавно «перетекут» 7 июля на базу отдыха «Антарес», где соберутся представители трудового коллектива, органов власти и наши зарубежные партнёры. Нам по традиции без театрализованного представления с Нептуном и его морской свитой, концертной программы художественных коллективов, лазерного шоу с фейерверками и рыбацкой ухи не обойтись.
63 наших работника в честь юбилея БАМРа будут награждены ценными подарками, почётными грамотами администрации ОАО «НБАМР», администрации и думы города, краевого департамента и 13 рыбакам будут объявлены благодарности Федерального агентства по рыболовству.
От себя лично и акционеров хотел бы поздравить весь дружный коллектив БАМРа с юбилеем славного предприятия и профессиональным праздником – Днём рыбака. Крепкого всем здоровья, благополучия в семьях, ну и самое главное — удачи на промысле.