{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Главное для тружеников моря – надежный тыл на берегу

10 июля 2023 10:21

Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья – о том, с чем рыбаки региона встречают свой профессиональный праздник.

 — Георгий Геннадьевич, к профессиональному празднику принято подводить итоги, оглянуться на прошедший с предыдущего Дня рыбака год. Что важного показал нам этот год? 

 — АРПП, как вы знаете, объединяет большинство предприятий, входящих в рыбохозяйственный комплекс Приморья, причем наши участники — это не только непосредственно рыбодобывающие и рыбоперабатывающие предприятия, но и порты, и транспортно-логистические компании, и торговые компании, и сфера образования. То есть АРПП — это, не побоюсь этого слова, основа всего рыбохозяйственного комплекса региона. 

И именно поэтому функция отраслевого объединения — очень важна и во многом уникальна. Федеральное агентство по рыболовству как регулятор рыбной отрасли имеет четко регламентированные функции, главные направления которых — организация рыболовства, рыбоохрана на внутренних водоемах, профильное образование. 

А вот, например, за "рыбную" логистику — это железная дорога, порты, автотранспорт — никакой госорган, по сути, у нас не отвечает. И здесь важна роль отраслевых ассоциаций, которые, опираясь на экспертизу своих участников и реальное понимание тех или иных "узких мест", могут многие вопросы решить в диалоге с государственными структурами.

Я думаю, что непростой год, который прошел с прошлого Дня рыбака, это очень хорошо показал.  

— Я так понимаю, АРПП занималась не только "расшивкой узких мест" в логистике и обороте рыбопродукции на внутреннем рынке, но и такими острыми для приморских рыбаков вопросами, как ситуация с промыслом глубоководных крабов?

 — Да, конечно. Этот вопрос с глубоководными крабами уже можно назвать "многострадальным". 

Мы в АРПП всегда говорили о том, что этот промысел не нужно "валить в одну корзину" с промыслом других видов крабов и бездумно выделять инвестиционные квоты. Глубоководный краб сложно добывается, там не те объемы и совсем не те цены, чтобы пытаться как-то перепродать эти квоты и получить что-то для развития отрасли.

К сожалению, некоторые федеральные структуры все-таки настояли на том, чтобы этот промысел тоже оказался в программе инвестквот.  Но опыт показал, что мы были правы, и мы очень признательны Росрыболовству и другим госструктурам, которые принимают решения по нашей отрасли, что во второй этап инвестиционных квот глубоководные крабы не попали. 

Жизнь, как говорится, все показала: те предприятия, которые приобрели за сотни миллионов рублей эти доли квот, сегодня вынуждены от них отказываться — просто из-за экономической нецелесообразности. И в планах Ассоциации — вести диалог с Минсельхозом, правительством РФ о том, чтобы перевести эти квоты из инвестиционных обратно в промышленные. 

Это очень важно и для того, чтобы компании, которые давно занимаются глубоководными промыслами, могли продолжить развитие этого перспективного направления, причем не только в наших водах, но и в масштабе Мирового океана. 

 — Получается, что вопрос этот — далеко не такой "точечный" и имеющий отношение лишь к единичным компаниям?

 — Конечно! Ведь сегодня мы, что называется, вплотную приблизились к "потолку" добычи водных биоресурсов. И получается, что вся модернизация отрасли, вся стимуляция инвестиционной активности направлены на освоение тех объектов, которые и без этого осваиваются отлично. Проблем с освоением минтая, сельди, трески, тех же неглубоководных крабов нет и не было, вылов — практически на уровне 100% выделяемых квот. И все это добывается у нас на Дальнем Востоке, по сути, в наших внутренних водах — Охотское море, Берингово море и немного в Тихом океане у Курильских островов. Вот и весь наш "ареал обитания".  А нам надо идти в Мировой океан. 

 — Хотелось бы еще при этом, чтобы рыбаки шли в Мировой океан, а вот уловы и продукция из них — к нам на стол. Получится так при нынешнем раскладе?

 — Сложный вопрос. Мы считаем, и не раз об этом заявляли на различных площадках, что вопросы насыщения внутреннего рынка как-то не решаются у нас. Смотрите. Мы реализуем мероприятия программы инвестквот. Понятно, что не в заявленные ранее сроки, а позже, но будут построены все эти современные суда с оборудованием для производства на борту филе и фарша, и они выйдут на промысел все в те же Охотское и Берингово моря. А вот будет ли востребована их продукция на внутреннем рынке? Ведь в ее себестоимость будет заложена вся стоимость кредитов, которые пришлось взять на постройку этих судов, каждое из которых, напомню, — от 100 млн долларов. Внутренний рынок сможет это "осилить"? По внешним рынкам, кстати, ситуация тоже далеко не однозначна. 

 — Кстати, еще о внутреннем рынке. Предприятия, входящие в АРПП, участвуют в лососевой путине, которая началась в июне на севере края. Какие на сегодняшний день результаты, есть ли рыба?

— Хотя нынешний год считается по лососю для Приморья "неурожайным", природа сделала нам подарок — подходы оказались очень хорошими. Изначально, напомню, наука выделила трем нашим предприятиям, которые участвуют в "красной" путине, немногим более 200 тонн горбуши и симы. Но рыбы оказалось гораздо больше, и по просьбе нашей Ассоциации ученые рекомендовали к вылову еще 600 тонн горбуши. 

Конечно, наши объемы лососевых — это капля в море для всего Дальнего Востока, где общий вылов красной рыбы в этом году прогнозируется в более чем 500 тысяч тонн. Но такая прибавка —  это очень важно и для наших приморских предприятий, и для жителей северных районов края, да и для всего Приморья. 

— Не могу не спросить вот о чем. Определенная дискуссия сегодня идет по поводу инициативы властей Магаданской области по наделению региональных правительств возможностью распределять 3-4% рыбных квот для так называемого "прибрежного лова". Какова здесь позиция рыбацкого сообщества в нашем регионе? 

— Мы специально выносили этот вопрос на заседание Совета Ассоциации 22 июня. Получилась интересная дискуссия. С одной стороны, подобное решение имело в прошлом определенный негативный опыт на Дальнем Востоке, когда эти "региональные квоты" в ряде субъектов начинали вдруг резко увеличиваться, при этом особого роста поставок как раз на внутренний рынок регионов не наблюдалось. Тогда, к слову, в ресурсном отношении много потеряли как раз приморские рыбодобывающие предприятия. 

Поэтому здесь у нас — очень осторожный подход, хотя бы просто потому, что рыболовство имеет такую организацию, что предприятия из одного региона ДВ имеют доли квот в промысловых районах у берегов других регионов. И сбалансировать эту систему — не так-то просто, чтобы не было "перекосов". 

При этом, как и с инвестквотами, опять речь идет все о тех же квотируемых объектах — минтае, сельди, треске. А вместе с тем по Дальнему Востоку —  около 1,5 млн тонн ежегодно рыбных запасов, которые можно добывать без квот. У берегов Приморья это — камбала, терпуг, бычки, то есть очень востребованные у нашего населения виды рыб. 

Как мы знаем, власти ДВ-регионов тоже формируют свои позиции по этому предложению коллег из Магаданской области. Если говорить за Приморский край, то региональное правительство как идею эту инициативу поддерживает, и в этом, конечно же, рациональное зерно есть. Потому что в вот это малое рыболовство в 90-ые годы прошлого века из-за многих факторов у нас, к сожалению, погибло. И, что уж скрывать, его заместило браконьерство.

Так что попытаться возродить такое малое рыболовство, чтобы оно работало в легальном поле, естественно, — это нужная задача. И здесь, конечно, нужно смотреть, как привлечь на внутренний рыбный рынок охлажденную рыбу, моллюсков, крабов по ценам, действительно доступным. Так что вопрос нужно изучать, АРПП этим, в том числе, продолжает заниматься. 

 — А создание рыбного рынка во Владивостоке, инициатором которого выступили участники АРПП, как продвигается?

 — Документы на начало строительства после очень долгой бюрократии получены, участок, как вы знаете, выделен в районе Набережной Цесаревича. Очень долго — в том числе и из-за ограниченной площади участка — согласовывался проект, и инициаторы проделали действительно большую работу, чтобы "втиснуть" в участок всю положенную по законодательству инфраструктуру. Так что строить в принципе можно, надеемся, в этом году строительство начнется.

Параллельный сложный вопрос — это оборудование для будущего рыбного рынка, прежде всего — холодильное и охлаждающее, которое в нашей стране пока не производится. В целом, введенные против нас санкции, конечно же, усложнили ситуацию, в том числе и в части использования огромного опыта наших зарубежных партнеров. Мы сохранили добрые человеческие отношения, но вот вопросы делового сотрудничества пока блокируются. Тем не менее, пусть медленно, но шаг за шагом мы движемся в цели. Во Владивостоке должен быть рыбный рынок, и он, я уверен, появится и станет украшением города, точкой притяжения для жителей и туристов. 

 — И мы тоже очень надеемся на это. Без проблем, конечно же, ничего не делается. Тем не менее, праздник остается праздником, День рыбака — уже в воскресенье!

 — От имени АРПП и от себя лично хочу поздравить всех работников рыбохозяйственного комплекса Приморья, Дальнего Востока и всей страны с нашим профессиональным праздником! Рыбацкое братство — оно объединяет людей, преданных своей профессии, и именно эти люди создают настоящее и будущее нашей отрасли, обеспечивают немалую долю продовольственного рынка.  

Особая признательность — семьям, где есть рыбаки и моряки, и тем трудовым династиям, которых у нас немало. Ведь самое главное для тех, кто в море, — это надежный тыл на берегу. И сколько бы раз ты в море не ходил, но это ощущение, когда ты идешь в родной порт, каждый раз оно — непередаваемо!

Фото: ИА PrimaMedia (primamedia.ru)

Источник: ПримаМедиа
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>