И рыбаки сыты, и нерпы целы (фото)
Преподаватель Дальрыбвтуза Артур Майсс рассказал, как рыбохозяйственные учёные предлагают решать проблему сохранения уловов ставных неводов от нападения морских млекопитающих.
В конце октября 2022 года в Дальрыбвтузе проходила большая научно–техническая конференция «Научно – практические вопросы регулирования рыболовства». Свои доклады на ней представили учёные из множества отраслевых вузов и научно – исследовательских институтов из Москвы, Санкт – Петербурга, Пскова, Магадана, Мурманска. Один из самых интересных докладов на конференции сделал старший преподаватель кафедры «Промышленное рыболовство» Артур Майсс. В интервью он более подробно рассказал об исследованиях, которые учёные посвящают защите улова лососевых.
- Для начала давайте вспомним точное название темы вашего доклада…
А.М: - Тема у нас называлась «Интенсификации промысла тихоокеанских лососей путем щадящего отвода морских млекопитающих из зоны действия ставного невода». Эта тема – довольно сложная, но в двух словах, её смысл заключается в том, чтобы защитить уловы рыбаков от морских млекопитающих, в данном случае, защитить уловы лососей от нерпы, которая постоянно стремится «разграбить» невод, рвёт сети и нередко сама погибает в них.
- Можете рассказать предысторию: как и когда возник интерес учёных к этой теме?
- Эта тема достаточно давно обсуждается на различных уровнях не первый год, у нас в Дальрыбвтузе её начинал профессор Юрий Авивович Кузнецов. Такие работы были начаты уже в 70-х годах, Юрий Авивович продолжал разрабатывать технические аспекты щадящего метода отвода нерп от неводов до конца своей жизни, а теперь после его ухода мы пытаемся продолжать эту тему.
- У вас целая команда?
- Да, мои коллеги и соавторы – доцент нашей кафедры Олег Телятник, большой специалист по морским млекопитающим Владимир Сиренко и выпускник аспирантуры Дальрыбвтуза Дмитрий Наумов – последний аспирант профессора Кузнецова.
- Есть ли запросы на подобные исследования? В докладе вы говорили, что рыбакам проще отстреливать нерп...
- Запросы есть, и проблема есть. По нашим данным, нерпа в среднем объедает около 30% уловов - или просто не пускает рыбу в невод, что снижает эффективность промысла лосося. А 30% невыловленной рыбы - это около 2 млрд рублей в год, такие убытки несут рыбаки. Поэтому, конечно, рыбакам эта проблема известна, для них она актуальна. Конечно, они пытаются её решать своими путями, используя, к сожалению, незаконный способ - огнестрельное оружие.
- Незаконный?
- Нахождение с ружьём на территории без охотничьего билета - вообще запретная история. И, конечно, убивая морских животных, они наносят экологический ущерб. Это вопрос не совсем наш, потому что мы юридический аспект не рассматриваем. Но, во-первых, убийство нерпы не решает проблему, во-вторых, не приводит к какому-то положительному экономическому эффекту. Если бы, например, рыбаки, как на Чукотке, заготавливали нерпу – раньше этих животных тоже добывали на законном промысле - то это было бы экономически обусловлено. Сейчас, к сожалению, нерп просто убивают – что бессмысленно и с экологической, и с экономической точки зрения.
- Честно говоря, не думала, что кроме зоозащитников кто-то готов встать на защиту нерп.
- Промышленное рыболовство - одна из самых лучших наук в мире, она охватывает большой спектр вопросов, связанных с рыболовством в океанах, морях, озёрах, реках. В данном случае в одной точке сошлись и экологические вопросы, и экономические, и научно– технологические. Вообще, проблема конкуренции морских млекопитающих с рыбаками не нова - и она существует не только на промысле лосося, а также, например, на ярусном промысле синекорого и белокорого палтуса, где косатки объедают ярусы. Погибают и птицы, которые на тех же ярусных порядках объедают наживку с крючков. Аналогичные проблемы решают учёные в США, Канаде, в европейских странах - дельфины и черепахи тоже попадают в рыбацкие ставные или дрифтерные сети. Есть проблема нападения нерп на лососёвые фермы в Шотландии. Этот список можно продолжать. Рыбаки входят в экосистему, где есть свои устоявшиеся пищевые связи, и, так или иначе, влияют на эти связи, поэтому конкуренция неизбежна. Но мы, как специалисты промышленного рыболовства, понимаем, что этот вопрос нужно решать - и у нас есть предложения щадящих современных методов отвода, которые позволяют защитить улов рыбаков и вреда экосистеме не наносить.
- Расскажите, в чём суть этого метода.
- Его основы, которые заложил в нашем вузе профессор Кузнецов, заключаются в применении биоакустических средств, которые имитируют различные звуки и тем самым влияют на поведение морских обитателей. В данном случае мы с помощью гидроакустических средств имитируем звуки косатки - хищника, которая охотится на нерп. Нерпы узнают эти звуки издалека – и стараются избегать мест, где слышат косатку. Когда мы предъявляем такие звуки нерпам, они быстро покидают зону действия ставного невода, не нанося того урона, который могли бы нанести уловам. Они просто ретируются в другое место и ищут себе добычу за пределами рыболовного участка.
- В докладе вы говорили, что применяете не только звуки, но и муляжи косаток.
- Да, мы расширяем арсенал способов. Чем больше мы наблюдаем за поведением нерп, тем больше вариантов предлагаем. Всё начиналось с предъявления макетов - этому способу уже тысяча лет, его издавна применяли коренные малочисленные народы. Но нерпы очень умные животные - многие сравнивают их с волками. Как волки нападают на стадо овец, так нерпы нападают на стадо лососей. Мы знаем, что волки - очень умные и высокоорганизованные животные, так же и нерпы отличаются высокой сообразительностью. Наука ещё очень мало знает о том, как они коммуницируют внутри своих стай, как ориентируются, как у них работает эхолокация. А ориентируются в ситуации они достаточно хорошо. Сначала мы просто предъявляли им плавник касатки. Но если они видят, что этот плавник не движется или объект не производит никаких звуков, они к нему быстро привыкают. Затем мы предъявляли звуки без плавника – эффект тоже был краткосрочный. Потом мы начали применять в комплексе и муляж плавника косатки, и звуки. Эффект увеличился многократно, но всё равно, если предъявлять беспрерывно и звуки и муляж, то нерпа понимает, что косатка не может находиться в одном месте долгое время, что что–то здесь не так. Поэтому надо двигаться в исследованиях дальше. В этом году мы применили новую тактику - предъявляли сигналы только в момент появления нерп, и это дало очень хороший, я бы сказал, прорывной результат.
- Вы сравнивали свои результаты с аналогичными исследованиями коллег в других странах?
- Во всём мире эффективность акустических средств отпугивания не очень высока. Несколько лет назад в одном зарубежном научном журнале вышла статья под названием «To ping or not to ping» - «Излучать или не излучать». То есть, целая группа канадских и американских учёных исследовала разные приёмы и задавалась вопросом, пугать нерп звуками или не пугать и что вообще делать. Других методов, кроме отстрела, за рубежом тоже нет. Но в нашем случае эффективность оказалась практически 90%, чего не было до сих пор ни у кого. Мы планируем на следующий год закрепить этот успех и думаем сейчас, где, на каком полигоне всё это дальше испытывать.
- А летом 2022 года вы в Тернейском районе это делали?
- Да, летом 2022 года мы отработали промысловый сезон, июнь и половину июля, на рыболовном участке в Тернейском районе, практически на границе Хабаровского и Приморского краев, рядом с устьем реки Венюковка. Но не факт, что повторить исследования можно будет в этом же самом месте. Дело в том, что подходы лосося имеют некоторую цикличность - и следующий год предположительно может оказаться «не лососевый», так что рыбаки пока не знают, будут ли выставлять свои невода. Вообще рыболовство, я повторюсь, - это очень интересная, сложная и многофакторная задача. Но мы будем продолжать исследования в любом случае – у нас накоплено уже много материалов, мы учли слабые места в наших технических системах и готовим сейчас их лучшие версии - в том числе, с инновационными решениями.
- Кто ваши союзники в этой работе?
- Конечно, рыбаки так или иначе помогают и несут определённые затраты на организацию этих экспедиций, на покупку оборудования. Но, надо сказать, для рыбаков это непрофильная задача - им надо рыбу ловить и продавать. Кроме рыбаков, конечно, есть учёные: мы работали и планируем работать по этому вопросу с Национальным Научным центром морской биологии, который состоит из Института биологии моря и Приморского океанариума. Они в вольерах содержат несколько нерп, и сейчас мы обсуждаем вопросы дальнейшего сотрудничества в изучении этих вопросов вместе с ними. Плюс мы работаем с различными фондами поддержки и инвестиционными фондами. На сентябрьском Восточном экономическом форуме-2022 мы представляли наш проект вместе с Фондом «Сколково», а в октябре участвовали в конкурсе «Приморский старт». Кроме того, наш проект участвует в федеральном конкурсе «Старт», и мы ведём ещё ряд переговоров с частными инвестфондами на эту тему.
- То есть, вы рассчитываете на грант. Интересно, как вы оцениваете перспективность внедрения описанной разработки?
- Перспективность очень хорошая. Я уже говорил, что только здесь, на дальневосточном промысле тихоокеанских лососей убытки доходят до 2 млрд рублей - цифра не маленькая, которая могла бы пополнить бюджеты всех уровней, и рыбацкие, и государственные, и научные. Также напомню, что эта проблема действительно мирового уровня – и до сих пор она не решена. Есть и потенциал к другим направлениям исследований в этой области. Профессор Кузнецов мыслил глобально, и мы сейчас взяли только, может быть, 1% от всех его предложений. Есть задача отслеживания нерп и вообще морских млекопитающих, их поведения, фиксации их на дальних подступах. Есть задача передачи большого количества информации в море с берега, чтобы управлять процессами миграции морских млекопитающих и рыб. Есть задачи привлечения искусственного интеллекта, чтобы образы обрабатывались автоматически без привлечения операторов. Есть проект применения беспилотного носителя, который мы задумали с коллегами из Морского государственного университета имени адмирала Невельского. То есть, задач достаточно много, все они очень интересны и в дальнейшем могут применяться на других видах промысла и в других районах Мирового океана. Поэтому мы готовы к сотрудничеству со всеми заинтересованными организациями, будем рады найти партнёров для наших исследований.
ФГБОУ ВО "Дальрыбвтуз"