Импортозамещение Рыбоводы Северной Осетии после введения санкций начинают активно завоевывать российский рынок
После введения санкций со стороны России в отношении стран ЕС и США, связанных с поставками в страну продовольствия, в том числе рыбы, на одном из крупнейших форелеводческих хозяйств Северной Осетии купили необходимое оборудование для переработки и начали поставлять продукцию в торговые сети. При условии серьезной модернизации предприятие в состоянии обеспечить производство четверти выпускаемой в России товарной рыбы. Об этом сообщает Российская газета.
Форель относится к ценным породам рыб, богатым многими полезными веществами. Она растет в холодных водоемах, которых много в Карелии, Ленинградской области и Северной Осетии. Эти регионы лидируют по объемам производства рыбы, выращенной в искусственных условиях, причем теперь они объединили свои усилия.
В Карелии форелеводство уже достаточно давно стало одной из ключевых отраслей региональной экономики. Проблем со сбытом нет: оптовые компании и торговые сети Москвы и Санкт-Петербурга подчистую скупают ценную рыбку. С 2000 года производство выросло в 20 раз, этим видом деятельности здесь занимается свыше 50 хозяйств. Одна из местных компаний, созданная еще в 2003 году и активно осваивавшая рынок, стала искать новые площадки для расширения бизнеса. Два года назад она появились в Северной Осетии, обладающей богатыми водными ресурсами.
До этого выращиванием форели здесь занимались исключительно фермеры и кооперативы, в числе которых был кооператив в Ардонском районе. Дела шли неплохо, однако для модернизации производства и перевода его на промышленную основу не хватало ни сил, ни средств. Поэтому осетины практически сразу откликнулись на предложение карельских коллег объединить усилия. Так и появилась новая компания, производственные площадки которой расположены не только в Осетии и Карелии, но также в Тверской и Новгородской областях. Расстояния не помеха. Это единственное в Европе предприятие, которое транспортирует живых мальков на три тысячи километров. Специально оборудованные машины позволяют перевозить их практически без потерь. И если природа Северо-Запада хорошо подходит для выращивания форели до товарного веса, то мальки лучше чувствуют себя на Северном Кавказе, где в рыбоводческое хозяйство по нескольким скважинам с глубины 400 метров поступает родниковая вода.
В лотках и бассейнах проклюнувшиеся из икры личинки вырастают в мальков весом от пяти до 20 граммов. Рыбка становится жизнестойкой и достаточно крепкой, чтобы перенести дальнюю дорогу. Затем ее везут в Карелию, где на шести площадках выращивают до 2,5 тысячи тонн товарной форели. Осетинский филиал до недавнего времени специализировался исключительно на мальках, но теперь и здесь освоили полный цикл производства, включая первичную переработку рыбы.
Производственные площадки расположены в нескольких километрах от населенных пунктов. Добираемся сюда по проселочной дороге. С прокладкой асфальта решили не спешить.
- Форель - рыба капризная, не переносит никакой химии, - говорит генеральный директор компании Анатолий Кравец. - Поэтому во время строительства комплекса не использовались лакокрасочные покрытия. А в инкубаторе вообще стерильные условия.
В инкубатор поступает оплодотворенная икра форели. До выклева она раскладывается на специальные лотки, омываемые проточной водой. Икру получают из США, Англии, Франции и других стран. Цена каждой икринки составляет от полутора до трех рублей. У российских производителей можно купить дешевле, но она менее плодовита. Поэтому на посадочном материале решили не экономить.
- Икринке даже яркий свет может повредить, поэтому относиться к каждой надо очень бережно, чтобы ни в коем случае не травмировать, - поясняет Анатолий Кравец. - У нас сначала до 50 процентов икринок погибали. Теперь брак в среднем составляет пять процентов. Это мировые стандарты. Недавно приезжал поставщик икры из США. Познакомившись с производством, похвалил нас и посоветовал наращивать объемы.
На сеточках икринки лежат, пока не проклюнутся. Потом их осторожно снимают и пересаживают в лотки. Когда мальки набирают вес до полутора - двух граммов, их отправляют в уличные бассейны. Над каждым висит автоматическая кормушка, которая срабатывает шесть раз в сутки. Благодаря качественным кормам рыбка растет быстро. Когда она достигает веса в пять граммов, ее переводят в другой бассейн. Крошечных малышек отделяют от подросших особей с помощью специальной сортировальной машины.
- Примерно 15 процентов - это аутсайдеры, столько же лидеров, остальные середнячки, - поясняет руководитель североосетинского филиала компании Георгий Рудак. - Каждая категория требует определенного режима кормления. И для активного роста нужно их пересадить в разные водоемы. Вот для чего нам необходима сортировальная машина. К сожалению, российские предприятия пока не выпускают подобного оборудования. Корма есть и отечественные, однако по качеству они значительно уступают импортным. Мы покупаем самые лучшие.
Форель в естественной среде питается рачками, креветками и мелкой рыбкой. Искусственные корма выпускают в виде гранул, изготовленных на основе рыбной муки. В них добавляются витамины и жир. Баланс нужно строго соблюдать, иначе не избежать потерь. Ситуация становится тревожной, если рыбки начинают вести себя беспокойно и отказываются от корма.
На наших глазах весело резвились маленькие и подросшие особи. Рыбки подпрыгивали в струях воды и гонялись друг за другом.
Не многие знают, что аквакультура зародилась когда-то в России.
Родоначальником отрасли стал купец из Нижнего Новгорода, вырастивший в искусственных водоемах карасей для сковородки. Увы, его почин подхватили за морями и океанами, а не в родном отечестве. Спохватились, лишь когда запасы естественных водоемов оскудели.
Сегодня отечественный рынок красной рыбы (форели и семги) составляет примерно 200 тысяч тонн в год. Из них в России производят лишь десятую часть, остальные объемы поступают из-за рубежа, в основном - из Норвегии.
- Я не раз бывал в этой стране, знакомился с производством, - говорит Анатолий Кравец. - В него вложены огромные средства, отсюда и отдача. При наших запасах воды просто грех плестись в хвосте. Нужно безотлагательно модернизировать отрасль, переводить ее на современный уровень, что мы и намерены делать в самое ближайшее время.
В Северной Осетии занимаются выращиванием радужной форели, которая имеет большую селекционную историю. Этот вид богат полезными веществами и отличается прекрасными вкусовыми качествами. На участках под Ардоном особей доращивают до 500-600 граммов. Еще недавно на реализацию форель шла исключительно в живом виде, теперь же и в охлажденном.
- Буквально пару недель назад мы запустили цех первичной переработки, - продолжает Кравец. - После того как ввели санкции, глава республики собрал нас и предложил наладить поставки в торговую сеть. Мы закупили разделочную машину, в которой рыбу моют и убирают внутренности. Затем ее раскладывают в пенопластовые короба вместимостью от шести до 12 килограммов и засыпают льдом. В таком виде наша форель уходит на продажу.
Еще недавно североосетинские производители не могли пробиться со своей форелью дальше территории республики, но теперь она активно завоевывает российский рынок. Спрос на продукцию стремительно растет. В ближайших планах нарастить объемы производства товарной рыбы. Но выращиванию мальков и поставке их в различные регионы России по-прежнему будут уделять большое внимание.
На расширение производства предприятие рассчитывает получить кредит в сумме около двух миллиардов рублей. В случае успеха компания увеличит выпуск товарной рыбы до восьми тысяч тонн в год - это примерно 27 процентов от общего объема выпускаемой в России форели, производство же мальков увеличится втрое.
Тем временем
По словам руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова, товарная аквакультура как отрасль долгое время оставалась без должного внимания и сейчас находится только в начале развития. В России доля товарного рыбоводства составляет около 3,5 процента от общего объема вылова водных биоресурсов, то есть всего 155,5 тысячи тонн. Выращиваются в основном карповые, сиговые виды рыб, четверть объема приходится на форель и атлантический лосось.
В стране принята госпрограмма развития рыбохозяйственного комплекса, однако при нынешнем объеме финансирования добыча водных биологических ресурсов к 2020 году может остаться в лучшем случае на нынешнем уровне. "Что касается объема производства аквакультурной рыбы, то здесь многое зависит от уровня господдержки. В предлагаемых программах заложен показатель - выпуск около 350 тысяч товарной рыбы к 2020 году. Однако необходим более серьезный рывок - минимум до 700 тысяч тонн. Однако это во многом зависит от возможности субсидирования проектов".
Как отметил Шестаков, порядок субсидирования уже разработан, в 2015 году запланировано предоставить около 400 миллионов рублей. Деньги будут выделять на уплату части процентов по кредитам, привлекаемых до трех лет, и на приобретение кормов и рыбопосадочного материала.
Также рассматривается возможность предоставления субсидий бюджетам регионов на софинансирование расходных обязательств, связанных с возмещением части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам в сфере аквакультуры. Еще одной формой поддержки может стать отмена таможенных пошлин на оборудование, используемое в аквакультуре, не имеющее аналогов в России, а также на рыбопосадочный материал.
На Юге России, считают в Росрыболовстве, в силу благоприятных природно-климатических условий должны получить развитие все направления рыбоводства. Здесь имеется богатый потенциал для наращивания производства карпа и форели, устриц и мидий. На Кавказе и Урале есть возможности для развития прудового рыбоводства и форелеводства в предгорных районах.
При условии серьезной модернизации предприятие в состоянии обеспечить четверть выпускаемой в России товарной рыбы.