Инвестквоты: за и против
19 октября 2022г. в Госдуме состоялись парламентские слушания, на которых обсудили возможное продолжение программы инвестквот. Ее сторонники и противники высказали свои аргументы.
Инвестиционные квоты – форма поддержки бизнеса. Государство предоставляет их компаниям, которые вкладывают деньги в постройку судов на отечественных верфях и береговых заводов. Но есть обратная сторона: чтобы сформировать инвестквоты, из квот всех предприятий изымается значительная доля, а вернуть ее и преумножить смогут немногие.
Первый этап программы инвестквот, который стартовал в 2017 году, рыбной отрасли удалось пережить. Но второй этап гораздо сильнее ударит по экономике большинства компаний, учитывая текущую обстановку в стране и мире.
В июле в Государственную думу поступил законопроект о продолжении программы инвестквот, который также предусматривает изъятие из ресурсной базы предприятий и продажу с молотка квот на ряд ценных объектов. Рыбацкому сообществу и приморским регионам удалось добиться широкого обсуждения этого документа и его отправки на парламентские слушания.
Слушания в Госдуме состоялись 19 октября с участием всех заинтересованных сторон. Заседание вели Николай Харитонов и Владимир Кашин, председатели двух думских комитетов: по развитию Дальнего Востока и Арктики, а также по аграрным вопросам.
Приведем выдержки из выступлений участников этого разговора, которые привели свои за и против.
«За»
Илья Шестаков, руководитель Росрыболовства:
«Ресурс с бассейнов никто не забирает. Он перераспределяется к тем компаниям, которые хотят инвестировать в регион, от тех, кто не думает об инвестициях в отрасль и российскую рыбную промышленность. Для нас важно двигаться вперед, развивать рыбопромысловый флот, рыбоперерабатывающие предприятия, потому что зависимость от поставок сырья на экспорт очень большая».
Статс-секретарь – замминистра сельского хозяйства Иван Лебедев:
«То, что некоторые называют «переделом» – нет, это работа по укреплению собственной рыбной отрасли, уход от тотальной зависимости от инфраструктуры и интересов иностранных государств.
Учтены промежуточные итоги распределения квот на первом этапе в направлении создания новых рабочих мест в прибрежных регионах, собственного перерабатывающего потенциала для производства отечественной рыбной продукции. Если сделать перерыв, стапельное место, с которого сходит новое рыболовное судно, будет занято другим, уже не рыбным заказом».
Владимир Григорьев, представитель группы компаний «НОРЕБО»:
«Мы видим задержку строительства на верфях, но Правительство увеличило сроки реализации инвестпроектов на два года. Решения есть. Причем по самым сложным вопросам – двигатели, лебедки и т. д. Проблема решаема, надо этим просто заниматься.
Мы поддерживаем этот законопроект. Считаем, что он даст толчок для дальнейшего строительства судов, которых в первом этапе мало. Ждать, когда проведется первый этап, проведется анализ – у нас просто флота не останется. Ловить нечем будет».
Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев:
«Наши участники пошли в стройку 36 судов и как никто другой получили «по полной» проблем задержки стройки верфями. Но, несмотря ни на что, сегодня решают их. А вот оппоненты законопроекта используют эти проблемы, чтобы задержать законопроект и его вступление в силу. Это тоже крупный бизнес, который не обновляет флот в России, но мечтает оставить в наследстве «исторические» квоты и сохранить ренту».
«Против»
Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев:
«Ровно семь лет назад президент России поставил перед правительством задачу реализовать сложный проект инвестиционных квот. Минсельхоз и Росрыболовство докладывают информацию о впечатляющем объеме инвестиций за пять лет. Но по своему экономическому содержанию это еще не инвестиции. Это долги рыбопромышленных предприятий перед банками, которые необходимо обслуживать и придется возвращать.
Путь, который предлагают авторы законопроекта, – это создание двух-трех сверхкрупных корпораций, которые сконцентрируют в своих руках минтай, краб, треску, а спустя пару тройку лет, я уверен, и лосось. Концентрация значительных объемов промысловых ресурсов в одних руках в условиях нарастания санкционного давления может привести к фактическому разрушению отрасли при введении полномасштабных санкций против наиболее крупных квотодержателей».
Сенатор Валерий Пономарёв:
«Принятие законопроекта только на Дальнем Востоке лишит производственного ресурса 116 предприятий, среди которых 74 – субъекты малого и среднего предпринимательства, а 17 – градо- и поселкообразующие предприятия. Законопроект приведет к их банкротству и, как следствие, к ликвидации населенных пунктов и оттоку населения с Дальнего Востока. Мы не имеем ни юридического, ни морального права принять этот закон, если все рыболовецкие регионы высказались против».
Аудитор Счетной палаты Сергей Мамедов:
«Из 105 рыбопромысловых и краболовных судов, строительство которых было предусмотрено первым этапом программы инвестквот, построено только 10. В стадии реализации – 69 проектов. По 26 проектам строительство не начато. Обновление флота за пять лет реализации программы инвестквот составило менее одного процента.
Стоит ли заставлять рыбаков вновь лезть в долги и заключать новые контракты, если неизвестно, когда и будут ли вообще реализованы проекты первого этапа?
Анализ первого этапа показал, что в результате неэффективного планирования создаются избыточные мощности. Суммарный объем промысловых ресурсов, который будет необходим для полной загрузки всех объектов первого этапа в Дальневосточном и Северном бассейнах, на 1,3 млн тонн или 28 процентов превышает средний показатель уловов за последние восемь лет по всем рыбохозяйственным бассейнам».
Председатель Законодательного собрания Камчатского края Ирина Унтилова:
«Наша основная задача сейчас – укрепление и развитие собственного производства и переориентирование на внутренний рынок. Поэтому каждое управленческое решение должно этому содействовать. Поможет ли данный законопроект в решении этой задачи? Однозначно, нет!
Считаем, что задачу повышения налоговой отдачи, модернизации рыбной отрасли и ухода от сырьевой модели возможно решить без передела квот. Регионы и бизнес-эксперты уже озвучивали эти пути. Мы предлагаем дождаться итогов реализации первого этапа, обсудить их в профессиональном сообществе и только после этого принимать решения».
Итог
Николай Харитонов в своем выступлении подчеркнул, что законодательные органы дальневосточных регионов, в которых идет основной вылов морских биоресурсов, не поддерживают обсуждаемый законопроект. Есть риск, что при втором этапе программы инвестквот пострадают рыбные предприятия, которые располагаются в небольших населенных пунктах, обеспечивая занятость местного населения и социальную стабильность.
«Прекращение или вынужденное сокращение деятельности таких предприятий приведет к росту безработицы, социальной напряженности в рыбацких поселениях. Нас это тоже беспокоит», – сказал Николай Харитонов.
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила продолжить обсуждение в согласительной комиссии с участием всех заинтересованных министерств, губернаторов и представителей регионов.
Планируется, что 26 октября Комитет Госдумы по аграрным вопросам доработает рекомендации по законопроекту с учетом высказанных замечаний и предложит Совету Госдумы создать согласительную комиссию.
Фото предоставлено пресс-службой Законодательного собрания Камчатского края.