Исключительные результаты промысла на Камчатке в первую очередь связаны с многочисленными подходами горбуши
На минувшей неделе в Камчатском крае работал Дальневосточный научно-промысловый совет. Главным вопросом стали итоги лососевой путины. Участники ДВНПС обсудили и успехи промысла, и его неудачи.
«Мы закончили лососевую путину с серебряной медалью. К настоящему моменту объем добычи составил 609 тыс. тонн. Это второй результат в истории наблюдений (первый был в 2018 году, когда на Дальнем Востоке выловили 677 тысяч тонн. – Ред.)», – открыл заседание ДВНПС глава Росрыболовства Илья Шестаков (он вел его по видеоконференц-связи из Москвы).
Наибольший вклад в дальневосточный вылов принадлежит Камчатке – 490,8 тысячи тонн (81%). На втором месте с большим отставанием – Сахалинская область. Ее результат – 71,6 тыс. тонн. Замыкает тройку лидеров Хабаровский край (28,4 тыс. тонн).
При этом логистика отработала на отлично. Не наблюдалось дефицита холодильных мощностей, перевозчики не сильно ломили цены на свои услуги. Партии рыбной продукции уходили в места назначения по графику.
«Когда искали рыбу, чтобы загрузить вновь открываемый рыбный рынок в Москве, оказалось, что на Камчатке рыбы уже нет в таком количестве. Вся она была уже продана, законтрактована, по большей части вывезена в центральную часть страны», – поделился замглавы Росрыболовства Василий Соколов.
Как отметил директор Всероссийского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) Кирилл Колончин, итоговый вылов превысил первоначальный прогноз более чем на 226 тысяч тонн, или на 19 процентов.
«Исключительные результаты промысла на Камчатке в первую очередь связаны с многочисленными подходами горбуши. Рост ее численности стал причиной стремительного увеличения уловов в крае», – отметил Кирилл Колончин.
Особенностью последних лет стало выравнивание подходов горбуши к обоим побережьям Камчатки, независимо от четности лет (до 2021-го в нечетные годы лососи в основном шли в реки восточного побережья, в четные – западного). Флот, который пришел на помощь береговым переработчикам для приемки рыбы, буквально разрывался между двумя берегами. Отчасти по этой причине Камчатка не смогла добрать дополнительные 10 тысяч тонн и побить рекорд 2018 года.
«Мы могли бы добыть дополнительный объем и достичь исторического максимума. Но получилось так, что и восточное, и западное побережья работали одновременно, это сказалось на координации работы флота», – сказал министр рыбного хозяйства края Андрей Здетоветский.
Были и другие проблемы. Несмотря на многочисленные подходы горбуши, на северо-востоке и юго-западе Камчатки прогнозные ожидания достигнуты не были. Если в Камчатско-Курильской подзоне отклонение от прогноза составило менее 10 процентов, то в Западно-Беринговоморской зоне вылов горбуши был в 4,5 раза ниже прогнозного.
Кроме того, во всех промысловых районах полуострова ниже ожидаемых оказались уловы кеты. Если на западном побережье и на юге восточного побережья ошибка в прогнозе не превышала 6 процентов, то на северо-востоке она варьировала от 38 до 78 процентов.
«Хорошие результаты были получены при облове нерки крупнейшего азиатского стада в бассейне реки Озерной. Ожидания были превышены почти на 20 процентов. Вместе с тем вылов нерки второго по численности стада, которое размножается в реке Камчатке, не вышел на прогнозный показатель», – сказал Кирилл Колончин.
На р. Камчатке несколько лет вводили ограничения промысла, смещали его начало, вводили проходные дни, устанавливали ранний запрет на добычу отдельных видов лососей. Однако эти меры не решили проблему заполнения нерестилищ. Ученые пытаются понять причины такой ситуации.
«На реке работают более 30 рыболовных участков. Свое право на традиционное рыболовство также реализуют физические лица из числа КМНС. В результате бо́льшая часть основного русла реки представляет практически сплошное промысловое пространство, на акватории которого изымают до половины пропущенных в реку производителей. Последствием избыточного пресса речного промысла стало снижение роли воспроизводства нерки нерестилищ в верхнем и нижнем течении реки. Если в 1970–80-е годы на акваториях размножалось до 40 процентов воспроизводителей нерки, то сейчас эта цифра не более 15 процентов», – отметил Кирилл Колончин.
Эту точку зрения разделяют и сами рыбаки. На заседании ДВНПС представитель усть-камчатских рыбопромышленников привел такие цифры. На 35 километрах нижнего течения реки Камчатки расположено 16 рыболовных участков, совокупная длина которых составляет 34 километра. А еще есть участки, которые работают параллельно на двух берегах, и каждый из них перекрывает по две трети русла. Ряд компаний Усть-Камчатского района сами просят прекратить лов на речных участках на пять лет.
Завершая разговор об итогах промысла, руководители Росрыболовства посетовали на дефицит кижуча на отечественном рынке осенью: мол, камчатские рыбаки недолавливают эту рыбу, завершая промысел слишком рано по экономическим причинам.
Илья Шестаков предложил разработать меры против преждевременной остановки промысла.
«С учетом того, что мы пишем новые правила распределения рыболовных участков, надо предусмотреть соответствующие полномочия», – сказал глава Росрыболовства.
Между тем отраслевая наука собирает данные для прогноза лососевой путины 2024 года. Осенью ВНИРО провел традиционные морские исследования. Предварительные данные показали, что в этом году распределение молоди горбуши в Беринговом море резко отличалось от предыдущих лет. Это связано в первую очередь с проникновением теплых водных масс на нагульной акватории сеголеток. Как следствие выросла их смертность в морской период жизни. Также нетипичным было распределение молоди горбуши в Охотском море, что стало результатом перегрева водных масс в южной части моря.
«С учетом изменений, происходящих в структуре запасов, и сохраняющегося влияния климатических сдвигов в последние годы растет и фактор неопределенности в оценке развития ситуации», – подвел итог Кирилл Колончин.
На лососевую тему высказался и президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. Он представил результаты исследований ценообразования на внутреннем рынке лосося. Они показывают, что на цену красной рыбы оказывают наибольшее влияние вылов и инфляция. Роль такого фактора, как экспортные поставки, невелика – примерно 8–10 процентов. Курс национальной валюты влияет на цену тоже слабо.
По словам Германа Зверева, следующая цель исследований – выяснить, какая ценовая «наледь» образуется в сегменте розницы.
Следующим важным вопросом заседания ДВНПС стали перспективы Охотоморской минтаевой путины. Подробнее об этом мы расскажем в следующем номере «РК». А пока приведем основные цифры, которые прозвучали в этой части разговора.
Вылов минтая в Охотском море на сегодня превысил 850 тысяч тонн. Это порядка 95 процентов от общего допустимого улова (ОДУ) на этот год (897 тысяч тонн). На 2024 год ОДУ минтая в Охотском море составит 951,5 тысячи тонн.
По оценкам ученых, уровень запаса минтая выше среднего. В отдельных подзонах наблюдается тенденция к его снижению, в то же время накоплен высокий потенциал крупноразмерных рыб.