Итоги 2024 года – крах инвестквот
Уходящий високосный 2024 год для «рыбохозяйственного комплекса», как его обозначают руководители этого «комплекса», поистине оказался худшим за последнее годы новой капиталистической России. Особенно удручающие итоги финансовые -- как в целом по рыбной отрасли, так и по многим рыбодобывающим и рыбоперерабатывающим компаниям, фирмам и предприятиям.
Все это впервые прозвучало на отчетном годовом собрание ВАРПЭ, состоявшемся в Москве 5 декабря 2024 года в присутствии первых лиц, которые формировали «инвестквотовую» нормативно-правовую базу, политику по долгосрочному развитию рыбной отрасли и руководили ее практическим осуществлением.
А это, прежде всего, руководитель Росрыболовства к.э.н. И.В. Шестаков, директор Департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза к.ю.н. Е.С. Кац. От законодателей в работе ВАРПЭ приняли участие председатель Комитета по агарным вопросам Государственной Думы академик РАН и РАСХН д-р с.х. наук В.И. Кашин и первый заместитель председателя Комитета по аграрно-продовольственной политики Совета Федерации Н.В. Комарова.
В их присутствии в докладе президента ВАРПЭ к.э.н. Г.С. Зверева было констатировано, что задолженность рыбной отрасли по кредитным договорам превысила 1,04 трлн рублей, прибыль снизилась на 26% по сравнению с прошлым годом и более 40% предприятий отрасли работают с убытком.
Позволю добавить к этому то, что розничные цены на рыбу и рыбопродукцию выросли почти вдвое, а потребление ее населением страны едва достигает 14-16 кг/чел/год при рекомендованной норме Минздравом России в 28 кг/чел/год – то есть упало в ДВА раза.
Таких «рекордов» с отрицательными последствиями для населения страны не было за всю более чем столетнюю историю рыбного хозяйства России.
Кроме того, ухудшились финансовые показатели большинства рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий, а количество убыточных компаний, фирм, предприятий, особенно среди малых и средних, продолжает стремительно расти.
Настораживает и то, что все это происходит, прежде всего, на минтаевом направлении, который обеспечивает более 40% годового вылова, производства пищевой рыбопродукции, выручки рыбной отрасли и формирует более 60% основного объема экспорта. Следовательно, в случае обвала экономики минтаевого промысла, произойдет обвал всей экономики рыбной отрасли страны.
Как подчеркнул в своем выступлении на собрании президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак: «…если в прошлом году средняя рентабельность предприятий минтаевого сектора по чистой прибыли была 7%, а доля убыточных предприятий была 35%, то по итогам текущего года мы ожидаем, что эти показатели "просядут", и будет хорошо, если средняя рентабельность удержится на нулевой отметке и не уйдет в отрицательное значение, а доля убыточных предприятий, безусловно, вырастет».
Тревожным был и анализ экономико-социальных показателей по конкретным предприятиям. Так представитель одной из крупнейшей камчатской компании «Океанрыбфлота» Сергей Лобко, напомнил о том, что «…кризисные явления, происходящие сегодня в отечественной рыбной отрасли, во многом вызваны теми "стремительными и непродуманными" реформами, которые велись в отрасли последние несколько лет». В сложившихся условиях, по его мнению, "пережить" нынешний кризис удастся далеко не всем компаниям отрасли» и что пора определиться в каком направлении движется отрасль и если у нее долгосрочные цели».
Не менее пессимистичную оценку сложившегося положения с программой «инвестквот» дает в своей статье представитель Сбера, одного из основных банков, который кредитует рыбопромышленников под эту программу, Сергей Панов. А это – портфель свыше 500 млрд рублей.
Панов приходит к выводу, что «…вместо инвестиционной фазы в два-три года мы получили долгострой длительностью в пять-семь лет, а это означает невозможность использовать новый флот для промысла и получения прибыли».
Причины такого плачевного результата представитель Сбера видит в целом комплексе возникших обстоятельств. Среди них, такие как санкции, рост стоимости строящихся судов на российских верфях, фискальная нагрузка ввиду повышения платности за ресурсы, кредитной ставки и роста таможенных пошлин на экспортную продукцию. К этому можно добавить и рост стоимости топлива, снабжения, зарплаты и всех других сопутствующих, но крайне необходимых для осуществления производственной деятельности, составляющих в рыбной отрасли.
Обращаю внимание, что все кто констатирует отрицательные финансовые показатели, сложившиеся в отрасли в последнее десятилетие, как и те, кто предлагает принятие различных мер по выходу из кризиса не указывают на главную, основную причины их возникновения.
А она, причина, лежит на поверхности. Это экономически необоснованная программа «инвестквот, аукционов на доли-квоты и платность ресурсов», навязанная отрасли ее инициаторами без достаточных экономико-финансовых обоснований. Таких новаций, как мною не раз упоминалась и в начале обсуждения целесообразности внедрения их в отрасль, нет ни в одной стране мира с развитым морским рыболовством и рыночными отношениями.
Пора признать, что основные экономико-социальные итоги прошедшего 2024 года, как и предыдущих, свидетельствуют о крахе «модернизации рыбной отрасли» посредством программы «инвестквот, аукционов на доли-квоты и платности ресурсов».
Но вернемся все же к предложению «Сбера» о выходе из создавшегося финансового тупика - кризиса, способного, если не будут приняты властными структурами срочные соответствующие меры, утопить рыбную отрасль.
Как информирует посредством СМИ представитель «Сбера» Сергей Панов банком, совместно с рыбопромышленниками (полагаю и с участием Росрыболовства и Минсельхоза) рассматривается ряд мер, которые позволят «…сохранить финансовую стабильность компаний отрасли…».
Но позволю напомнить, что этой «финансовой стабильности» УЖЕ нет и в помине в большинстве рыбодобывающих компаний по состоянию на конец 2024 года.
И нужно не сохранять, а спасать...
Тем не менее, предложения «Сбера» включают такие меры как:
- продление сроков строительства инвестиционных судов:
- отказ от взимания экспортной пошлины по всем видам водных биоресурсов и продукции;
- внедрение механизма льготного оборотного и инвестиционного кредитования;
- сокращение всех видов штрафов, взимаемых с пользователей водных биоресурсов (речь идет об участниках программы квот под инвестиции — прим. ред.), или предоставление рассрочки для их выплаты;
- предоставление рассрочки при перезаключении договоров пользования РЛУ.
Полагаю, всю это может найти поддержку у представителей рыбного бизнеса, особенно крупных компаний.
Не исключено, что и Правительство России вынуждено будет одобрить такой подход, поскольку и само Правительство, включая и Администрацию Президента, являются прямыми участники внедрения и реализации проекта «инвестквот и модернизации рыбной отрасли».
Но...
Но даст ли все это, в случае действительного принятия вышеперечисленных мер, положительный экономически и социальный эффект?
Полагаю, что не даст, поскольку сохраняется первопричина – БАЗОВАЯ ОСНОВА -- возникшего кризиса – сама программа «инвестквот, аукционов на доли-квоты и платности ресурсов». Отрасль в результате предпринятых мер только лишь окажется в затяжной стагнации с реальной перспективой дальнейшего ухудшения основных показателей и значительным (и даже очень значительным) ростом оптовых, розничных цен на рыбу и рыбопродукцию и, как следствие, дальнейшим падением ее потребления населением страны.
В этих условиях ВАРПЭ в своем Решении, по итогам рассмотрения возникшей кризисной ситуации, предлагает провести Научно-практическую конференцию по действующему законодательству в рыбной отрасли. В ходе ее предполагается осуществить анализ тех многочисленных поправок, внесенных в последние годы в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 1бб-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». И на этой основе выработать рекомендации по их дальнейшему применению либо предложить такие поправки, которые позволят вывести отрасль из кризиса и придать ей устойчивое развитие.
Принято так же решение «… обратиться в Росрыболовство с инициативой о проведении в первой половине 2025 года V Съезда работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации и создании организационного комитета по его подготовке и предложить руководителю Росрыболовства Шестакову И.В. возглавить организационный комитет».
Такой подход членов ВАРПЭ к решению исключительно важной проблемы отрасли может вызвать определенную критику со стороны рыбаков.
Вновь, скажут, преследуется лишь цель «выпустить пар», а вот реальных шагов по решению назревших и острейших отраслевых проблем так, и не предложено.
И все же, полагаю, подобное решение, принятое ВАРПЭ, -- это наиболее оптимальный путь в сложившихся непростых условиях в отрасли и стране в целом для выработки комплексного решения тех противоречий, которые возникли между властью и представителями рыбного бизнеса. При этом всем участникам этой непростой ситуации следует помнить рекомендацию Президента России В.В. Путина о том, что надо не бояться признания прошлых ошибочных решений, но выявив их, следует принять меры по их исправлению.
И нужно, прежде всего, исправлять законодательную основу того, что загнало сегодня отрасль в долговую «яму».
Автор: Вячеслав Зиланов, экс-заместителя Министра СССР, профессор, заслуженный работник рыбного хозяйства России
Источник: fishkamchatka.ru