Итоги работ Россельхознадзора в области нормативно-правового регулирования в 2013 году и планы на 2014 год
Введение
В современных условиях для обеспечения пищевой и биологической безопасности необходимо ликвидировать сложившуюся отсталость системы нормативного правового регулирования в сфере ветеринарии. Дополнительной задачей, решаемой улучшением этой системы должна быть гармонизация норм и требований ветеринарного законодательства Российской Федерации с таковыми потенциальных стран-импортеров, которая необходима для обеспечения успешного выхода российских производителей на внешние рынки. Об этом сообщает Россельхознадзор.
Несовершенство законодательной базы в области ветеринарии, прежде всего, требует принятия двух федеральных законов, адаптированных к теперешнему социально-экономическому устройству общества и современной системе правового обеспечения. Первым и наиболее важным из них является Федеральный закон «О ветеринарии». Вторым является Федеральный закон «Об идентификации и трассировке животных и продукции животного происхождения».
В отношении новой версии закона «О ветеринарии» необходимо отметить, что она должна быть именно новой версией данного закона, поскольку фрагментарными улучшениями разработанного в настоящее время проекта закона «О ветеринарии» не возможно решить не одну из сформулированных выше задач.
Новая версия данного закона должна, в частности, предусматривать формирование единой, централизованной государственной ветеринарной службы, при которой местные органы ветеринарии в обязательном порядке выполняют распоряжения федерального органа, а на федеральном уровне нет разделения на ведомственные ветеринарные службы.
Это обусловлено, прежде всего, тем, что имеющаяся сегодня раздробленность системы государственной ветеринарной службы не обеспечивает равномерного подхода к проведению противоэпизоотических мероприятий на территории Российской Федерации. Она приводит к отсутствию согласованных действий ветеринарных служб на всей территории страны, как при обычном функционировании, так и в случае возникновения вспышек опасных заболеваний, и несет прямую угрозу жизни и здоровью населения. В результате работает принцип слабого звена, который приводит к разрушительным последствиям в сфере обеспечения биологической безопасности и АПК в целом, что наглядно демонстрируется сегодня распространением АЧС в России на огромной территории.
Новая версия данного закона должна разделить понятия «государственный ветеринарный надзор» и «государственный ветеринарный контроль», а также четко разграничить функции по контролю и надзору.
Это особенно актуально с учетом того, что в субъектах Российской Федерации имеет место совмещение функций по оказанию платных ветеринарных услуг и осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора. Такая ситуация создает неразрешимый конфликт интересов на региональном уровне.
В этой связи государственный ветеринарный надзор должен являться прерогативой прежде всего уполномоченного в области ветеринарии федерального органа исполнительной власти, в то время как основной объем мероприятий в области государственного ветеринарного контроля должен осуществляться государственными ветеринарными службами субъектов Российской Федерации.
Усугубляет эту крайне тревожную ситуацию в ветеринарии отсутствие единообразия:
- в структуре уполномоченных в области ветеринарии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере ветеринарии,
- в региональных нормативных актах ветеринарной направленности,
- в объемах и системе финансировании ветеринарных служб,
- в подходах к оказанию платных государственных услуг.
Такая фрагментарность системы контрольных органов ведет к их неизбежному попаданию под давление местных экономических интересов и, в конечном итоге, к фрагментации единого экономического пространства Российской Федерации в части оборота животных и продукции животного происхождения.
Как было отмечено, одними из факторов ухудшения эпизоотической ситуации на территории Российской Федерации является межведомственная разобщенность и отсутствие командной вертикали, что приводит к разбалансированности принимаемых решений в различных ведомствах и регионах.
Также этому способствует «мягкость» норм КоАП РФ в отношении физических лиц, нарушающих требования законодательства, фактическое отсутствие ветеринарного надзора и контроля в ЛПХ при отсутствии правил содержания сельскохозяйственных животных, регламентирующих в том числе предельную нормативную численность, видовой и породный состав животных, допустимый в личном подсобном хозяйстве, добровольный порядок предоставления сведений о сельскохозяйственных животных, содержащихся в ЛПХ, непринятие мер по снижению численности кабанов, а также по диагностическому отстрелу кабанов (с целью отбора проб на АЧС) в особо охраняемых природных территориях регионального и федерального значения.
Подготовка нормативных правовых актов в 2013 году
Учитывая изложенное, Россельхознадзор принял активное участие в подготовке новой версии ФЗ «О ветеринарии», а также в работе над нормативными – правовыми документами второго уровня, в ходе которой Россельхознадзором разработаны и направлены в Минсельхоз России проекты:
- ветеринарно-санитарных правил для охотничьих хозяйств,
- ветеринарных правил ввоза (вывоза) на территорию Российской Федерации, переработки, хранения, перевозки, реализации продуктов промысла животных и продуктов их первичной переработки, не подвергшихся промышленной или тепловой обработке,
- предложения в части внесения изменений в законодательство Российской Федерации об обязательном порядке предоставления гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сведений о количестве содержащихся у них животных.
Кроме того, в рамках исполнения Комплекса первоочередных мер по предупреждению распространения и ликвидации африканской чумы свиней на территории Российской Федерации, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем Россельхознадзором разработаны о направлены в Минсельхоз России:
- Ветеринарно-санитарные требования к транспортным средствам, используемым для перевозки отдельных видов подконтрольных государственному ветеринарному надзору товаров;
- Временный порядок ведения реестра транспортных средств, используемых для перевозки товаров, подлежащих государственному ветеринарному контролю (надзору);
- Временный порядок ведения реестра подконтрольных государственному ветеринарному надзору объектов;
- Ветеринарно-санитарные Правила по организации деятельности убойных пунктов средней и малой мощности.
В целях гармонизации правовых актов Российской Федерации с международными стандартами в области обеспечения биологической безопасности и повышения уровня эпизоотологического благополучия, а также для ликвидации основ фрагментации экономического пространства территории Российской Федерации в части оборота подконтрольных товаров Россельхознадзором разработаны «Правила регионализации» в Российской Федерации.
Их вступление в законную силу позволит поднять на качественно новый уровень возможность обеспечения эпизоотического благополучия страны и повысить уровень доверия к мерам, принимаемым компетентными органами, качественно улучшит ситуацию с прозрачностью действий властей в установлении режимов перемещения подконтрольных товаров, стабилизирует оборот подконтрольных товаров и снимет множество излишних административных барьеров в их обороте.
Давно назрела необходимость создания правовой базы, обеспечивающей комплекс мероприятий, направленных на повышение безопасности пищевых продуктов на территории Российской Федерации путем регулирования отношений, возникающих в цепи "производство - потребление". Обеспечение безопасности товаров предполагает доступ к информации об истории содержания, ветеринарных обработках, заболеваниях по каждому животному или группе животных для потенциальных потребителей, что станет дополнительным элементом механизма создания добросовестной рыночной конкуренции.
В этой связи Россельхознадзором в содружестве с Комиссией ЕС и при участии Британского Института Стандартов разработан проект Федерального закона «Об идентификации и трассировке животных и продукции животного происхождения».
В этих же целях Россельхознадзором разработан проект приказа, предусматривающий оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде. Однако, несмотря на то, что данный проект в полной мере учитывает зарубежный опыт правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения прослеживаемости подконтрольных госветслужбе товаров, он до сих пор не принят.
Также, в настоящее время не решен и ряд других проблемных вопросов, касающихся механизма обеспечения безопасности продовольствия в Российской Федерации, а именно:
- недостаточность законодательной базы на национальном уровне по проведению мониторинга пищевой и биологической безопсности;
- необходимость создания информационной системы ЕврАзЭС по аналогии с европейской системой быстрого оповещения RASFF, предусматривающей механизм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации с целью оперативного выявления, своевременного изъятия из оборота и утилизации некачественной и опасной продукции с учетом компетенции государственной ветеринарной службы и государственной санитарной службы Российской Федерации;
- необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части исключения распространения этого закона на деятельность предприятий, осуществляющих разведение, содержание и убой животных, а также переработку, производство, хранение и реализацию продукции животного происхождения;
- необходимость обеспечения 100% готовности отечественных предприятий к соблюдению требований Технического регламента ЕврАзЭС «О пищевой безопасности» в части наличия сертифицированной системы HACCP.
Одним из решений указанных задач является проведение государственного мониторинга пищевой безопасности, который включает в себя проведение исследований по наличию в подконтрольных госветслужбе товарах остатков запрещенных и вредных веществ (антибиотики, нитрофураны, кокцидиостатики, стероидные и нестероидные гормоны и др.). Это, прежде всего, является одним из принципиальных требований ЕС (директива 96/23) при оценке экспертами ЕС организации государственного лабораторного контроля в стране-экспортере.
Выполнение в максимально полном объеме указанных требований позволит снять претензии представителей Европейской Комиссии при разрешении вопроса о поставках отечественной продукции животного происхождения на европейский рынок и реализовывать принцип эквивалентности к российским предприятиям, выпускающим подконтрольную государственной ветеринарной службе продукцию, как это предусмотрено Соглашением ВТО по СФС.
Чтобы законодательно очертить круг данных вопросов Россельхознадзор разработал и направил в установленном порядке в Минсельхоз России целый ряд проектов нормативных правовых актов, устанавливающих правила проведения государственного ветеринарного лабораторного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продукции животного происхождения и кормах и государственного эпизоотического мониторинга на территории Российской Федерации:
- Правила проведения государственного ветеринарного лабораторного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продукции животного происхождения и кормах и государственного эпизоотического мониторинга на территории Российской Федерации (взамен приказа Минсельхоза России от 30 мая 2003 г. № 780 «О внедрении плана государственного ветеринарного лабораторного мониторинга»);
- Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по организации и проведению государственного ветеринарного лабораторного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продуктах животного происхождения и кормах;
- Методика расчета репрезентативного количества лабораторных исследований биоматериала сельскохозяйственных животных, продукции животного происхождения и кормов по химическим (остатков запрещенных и вредных веществ), микробиологическим и радиологическим показателям, проводимых в рамках государственного ветеринарного лабораторного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продукции животного происхождения и кормах на территории Российской Федерации;
- Методика расчета репрезентативного количества лабораторно-диагностических исследований биоматериала сельскохозяйственных животных, проводимых в рамках государственного эпизоотологического мониторинга территории Российской Федерации;
- Правила проведения лабораторных исследований в целях государственного ветеринарного лабораторного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продуктах животного происхождения и кормах.