Как это было: «причальный» рэкет
История рыбной отрасли состоит не только из великих и значимых событий. Бывали случаи, масштабом поменьше, которые и помнить то не хочется. Но они тоже служат свидетельством своей эпохи. Об одном из таких «казусов» речь пойдет сегодня.
20 лет назад на страницах нашей газеты появилась статья журналиста Елены Федорченко «Потому что мы – порознь». Речь в ней идет о печальной практике «причального рэкета» – захвате машин, которые камчатские моряки привозили из-за границы. Ниже приводим полный текст той давней публикации.
«События, которые произошли у причала Сероглазки с рыбхолодфлотовским МТР «Хризолитовый», получили широкую огласку в отличие от аналогичных, случающихся практически еженедельно. Родственники потерпевших не только вызвали милицию, но и сообщили о происшествии в газеты. Кроме того, именно этот случай несколько выделяется из многочисленной коллекции петропавловских рэкетиров: большинство грабителей уже задержаны, на них заведено уголовное дело.
Так что же было в тот день в Сероглазке? Когда «Хризолитовый» швартовался к колхозному причалу, трое молодчиков уже вели наблюдение за ним. Они видели, что охраны нет, что безмашинные члены экипажа разъезжаются по домам – в общем, все как по заказу. Впрочем, имели они и другую информацию. К примеру, они не проявили ни малейшего интереса к машине, которая предназначалась одному из боссов СП «Ича-Чан». Не привлекла их и машина капитана, которому родственник обеспечил охрану. Похоже, «крутые» ребята были морально подготовлены и к тому, что из трюмов МРТ будет идти выгрузка оборудования для того же СП, и японцев в расчет можно было не принимать – они в «наши» дела ввязываться не будут. Да и никто не будет – это они уже усвоили на своем опыте. Так оно и получилось.
Когда началась выгрузка машин, к трем наблюдателям подтянулись их коллеги по преступному бизнесу (за воротами проходной их ожидали два автобуса, так что о размахе судите сами). Первой добычей стал старпом, машину которого поставили на причал первой. Его сразу окружили подозрительные незнакомцы. Вежливо попросили открыть машину, сели в нее и укатили. Вскоре вернулись и возвратили ключи: «Плохую машину купил. Катайся на ней сам». Но ведь восемь моряков привезли автомобили, выбирать было из чего. И они выбирали, отдавая предпочтение индивидуальным методам работы с намеченной жертвой. Другие члены экипажа, как и рассчитывали рэкетиры, сами инициативы по сплочению не проявили – каждый спасался как мог. Моторист, например, не признался грабителям, что он тоже владелец иномарки, и спокойно дождался своего брата, после чего, не теряя времени, отбыл домой, хотя на причале оставались в окружении бандитов люди, с которыми он месяц делил тяготы рейса. Капитан, хоть и не торопился отбыть восвояси, но собственную каюту посчитал наиболее подходящим для себя в сложившихся обстоятельствах местом. То, что одного из его помощников избивают в каюте, не нарушало затворничества капитана. Да и с диспетчером он не счел нужным связаться. Это сделал, прося вызвать милицию, вахтенный третий штурман, который, кстати, не привез себе машину, просто из рубки увидел происходившее на причале.
Милиция появилась не скоро. К тому времени две машины были разбиты, две угнаны, а трое моряков избиты. И это при том, что плечом к плечу у «Хризолитового» стояли несколько других судов, на которых тоже были моряки, чью жизненную философию – «своя рубашка ближе к телу» – преступники разгадали безошибочно. Так не потому ли вас, уважаемые рыбаки, трясут как груши?
Страх – плохой советчик. Поддавшись ему, человек проигрывает не только данную минуту. Плоды поражения будут пожинаться не раз в будущем. Вот, к примеру, рассказывают мне в отделе по борьбе с бандитизмом областного УВД, что все пострадавшие, получив назад похищенные автомобили, пишут встречные заявления: они-де ошиблись, ничего плохого им не сделали. И задержанные преступники выходят на свободу, вконец обнаглев от такой безнаказанности: они уже не предлагают рыбакам даже символической платы за машину, а просто требуют ключи.
Или вот один «супер» Океанрыбфлота, загруженный машинами, заказал себе охрану, таможню, ГАИ. Из порта выезжали рыбаки с номерами на оформленных автомобилях. И что же? Рэкетиры настигали их за городом: либо оформляй дарственную, либо вместо машины у тебя будет груда металлолома.
В Сероглазке нашли очень «мудрое» решение: «чужие» суда просто-напросто не ставятся к причалам. «Хризолитовый» то ли случайно проскочил, то ли с учетом того, что привез два «джипа» для колхоза. Ладно, рэкет чужих судов не будет будить спокойствие Сероглазки. Но как быть со своими судами? Ведь вахтеры откровенно боятся и не скрывают, что выполнят любое требование налетчиков. Нет, локально эту заразу не вытравить. Потому что они – сообща, а мы – порознь.
Конечно, своя рубашка ближе к телу. Пока ее не сняли».