Как кризис отменил неработающий закон десятилетней давности
В России надо жить долго. Законопроект, согласно которому сельскохозяйственные рынки могут не переезжать в капитальные строения, появился спустя 10 лет после того, как их обязали это делать.
По принятому в 2006 г. решению сельхозрынки под открытым небом должны были переехать до 2012 г. С тех пор под давлением общественности и при участии Минпромторга (предлагавшего увеличить переходный период до 2020 г.) сроки переносились, в итоге для городов с населением до 1 млн человек переходный период был продлен до 2020 г., для более крупных – до конца 2015 г. За время действия новых норм число рынков сильно сократилось – по данным «Коммерсанта», в Москве в 1998 г. их было 198, в начале 2012-го – 67, к началу этого года должны были прекратить работу последние 16 открытых рынков (рынков в капитальных сооружениях, по данным московского департамента торговли, 22).
Власти предлагают компенсировать закрывающиеся площадки рынками выходного дня (в 2015 г., по подсчетам московских властей, в столице было 109 таких площадок, в других крупных городах – 214), но это не устраивает фермеров: приезжать издалека на два дня не имеет смысла, скоропортящийся товар не может «переждать» до выходных.
Отличие законопроекта, внесенного на днях в Думу депутатами ЛДПР, в том, что они предлагают не продлить переходный период, а отменить прежнюю норму. Авторы объясняют это тем, что в тяжелой экономической ситуации рынки – подспорье для граждан (по подсчетам «Опоры России», в кризис на рынках и ярмарках выходного дня вынуждены закупать продукты 70% потребителей), а их закрытие может обернуться потерей рабочих мест для более чем 1 млн человек.
Развитие городских рынков имеет мало отношения к фермерам, у которых нет возможности самостоятельно заниматься сбытом своей продукции, говорит Александр Родин из Ассоциации фермерских хозяйств АККОР. Рынки в больших городах – отдельная, давно сложившаяся система, где работают посредники, доступ фермеров на них затруднен. В чем действительно заинтересованы фермеры, так это в развитии «придорожных рынков» в регионах.
Ссылки на кризис и сохранение рабочих мест могут сработать. Ведь речь идет не о том, чтобы признавать опыт переноса рынков неудачным, а о том, что в данной ситуации стоит пойти навстречу гражданам. Накануне выборов этот аргумент может стать решающим.