{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Как льгота на перевозку скажется на стоимости рыбы

22 февраля 12:44

Рыбаки просят учесть поставки не только свежемороженой, но и готовой продукции.

Как сообщалось ранее, Президент России Владимир Путин поручил правительству до середины апреля принять конструктивное решение о ж/д перевозке лососей и сардины иваси с Дальнего Востока в центральные регионы РФ.

Как сообщили в Минсельхозе, уже сейчас министерство готовит инициативу о расширении механизма субсидирования железнодорожных перевозок рыбной продукции. Предложение о субсидировании связано с большими объемами добычи. Так, по улову в 2023 году лосось оказался со вторым результатом за всю историю наблюдений, вылов составил 609 тыс. тонн. В рыбных ассоциациях считают, что субсидирование перевозок сельди мороженой и филе из нее позволит снизить стоимость традиционно любимых россиянами пресервов. При этом рыбохозяйственные предприятия Приморья просят также о субсидиях на автомобильные перевозки рыбы, поскольку ж/д поток на дальневосточном направлении пока сильно перегружен. 

Спрос на лосось, семгу и форель в России в 2023-м

Минсельхозом России будет подготовлена инициатива о расширении механизма субсидирования железнодорожных перевозок лососевых видов рыб и сардины иваси, сообщили «Известиям» в министерстве. По оценке МСХ, это позволит снизить затраты на транспортировку в среднем на 7 рублей за килограмм рыбной продукции.

В 2023 году более половины от общего объема импорта продукции из лососевых видов рыб было поставлено в Центральный федеральный округ РФ, сообщили «Известиям» в Центре агроаналитики (подведомство Минсельхоза). Основными поставщиками являлись Чили и Турция, которые экспортировали аквакультурные семгу и форель. Импорт иваси в Россию практически не осуществлялся.

Аквакультурный лосось пользуется устойчивым спросом у потребителей, поставки свежей рыбы на внутренний рынок осуществляются круглогодично. При этом тихоокеанских лососевых ловят только летом и в начале осени и к тому же циклично: объемы добычи в нечетные и четные годы разнятся из-за особенностей жизненного цикла таких рыб. Отечественное производство аквакультурного лосося в настоящее время не может полностью заместить импорт из-за специфики отрасли, отмечают эксперты Центра агроаналитики. Таким образом, ввозная продукция поддерживает баланс внутреннего рынка.

Ожидается, что рассматриваемый механизм субсидирования железнодорожных перевозок будет распространяться на тихоокеанские виды лососевых: горбушу, кету, кижуч, нерку и т.д,, а также на сардину иваси, выловленную на Дальнем Востоке. Всё это, как ожидается, позволит нарастить и разнообразить рыбный рынок в центре страны и сдержать рост цен в рознице, считают эксперты.

Расширение перечня товаров, доставка которых субсидируется, за счет лососевых и сардин иваси — важная мера для повышения доступности продукции на внутреннем рынке.

Однако необходимо, чтобы субсидирование также распространялось на основные социально значимые виды рыбной продукции, — говорит президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев.

— Это фарш из минтая, сельдь, филе трески, а также рыбная мука, используемая для производства кормов. Мука востребована животноводством и аквакультурой, и затраты на ее доставку влияют на стоимость кормов в этих секторах, — пояснил эксперт.

В России сегодня субсидируются только перевозки минтая — одного из самых «народных» видов рыбы. Производство филе, фарша и сурими (сырья для популярных у потребителей крабовых палочек) из минтая составляет половину всей выпускаемой в стране продукции такого типа. Но субсидии распространяются на доставку только некоторых видов товаров. Например, фарш из минтая и сурими под действие субсидии уже не подпадают.

— Объем производства этой продукции в 2022 году достиг 10,8 тыс. т, а по оперативным итогам 2023 года, объем производства превысил уровень 2022 года и составил около 55 тыс. т, — отмечает Алексей Осинцев.

Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев замечает, что субсидирование перевозки лососевых и сардин с Дальнего Востока в центральные регионы России не повлияет на ценовую политику рыбодобывающих предприятий и, к сожалению, не мотивирует их снизить отпускную цену.

— Вполне вероятно, что в центральную Россию поступит рыба по цене, близкой к ее стоимости на рынке Дальневосточного региона, — говорит Игорь Караваев.

По его словам, для системного повышения доступности рыбной продукции и расширения ассортимента необходимо на месте добычи развивать переработку сырья и увеличивать производство готовых изделий в упаковке.

Однако президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак приводит в пример субсидирование минтая и утверждает, что льготные ж/д тарифы на перевозку рыбы — это действенная мера поддержки внутреннего спроса, особенно когда речь идет о недорогих сортах.

— По товарам из минтая субсидия ощутима и составляет около 8% от текущей оптовой цены на мороженый минтай. Фактически она позволяет компенсировать около трети стоимости перевозки минтая с Дальнего Востока по железной дороге, — пояснил эксперт. По его оценкам, дальнейшее субсидирование доставки минтая продолжит стимулировать спрос на него на внутреннем рынке.

Насколько логистика лосося и сардин станет дешевле, зависит от объемов финансирования и механизма, который предложит правительство, заявил президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.

— По минтаю, например, субсидии позволяют возместить 6 рублей за доставку 1 кг рыбы. Это почти 1/4 стоимости доставки в обычный сезон (24–25 руб./кг) и 1/5 — в пиковый (30 руб./кг). Для социально значимых видов рыбы это довольно существенно, — уточнил Герман Зверев.

Самая популярная рыба в России и прогноз вылова

Своевременная доставка рыбы в регионы имеет ключевое значение не только для насыщения рынка востребованной продукцией, но и для эффективности промысла. Это позволяет разгрузить мощности для хранения, объясняет Герман Зверев.

По его словам, главный плюс механизма в том, что рыба станет доступнее для потребителя, поскольку издержки на доставку сократятся, а предложение возрастет.

— Вместе с тем сардина иваси — пока недооцененная переработчиками и ритейлерами из центральной части России рыба, и повышение ее ценовой доступности могло бы стать стимулом для развития производства и появления новой качественной продукции на прилавках, — говорит Герман Зверев.

Дело в том, что иваси является полноценным аналогом сельди. В СССР ее продавали под брендом «сельдь иваси», она отличается более нежным и сочным мясом, а при засолке практически не теряет своих вкусовых качеств. В результате грамотного маркетинга и госсубсидий «сельдь иваси» наряду с килькой в томатном соусе стала рыбным символом эпохи позднего СССР. Вслед за распадом СССР иваси ушла от российских берегов, промысел возродили только в 2018 году, после 25-летнего перерыва.

В прошлом году, по данным ВАРПЭ, рыбаки добыли 543,9 тыс. т иваси — в 1,9 раза больше, чем в 2022 году. Такие высокие уловы ожидаются и в ближайшие годы, что в комплексе с льготами на доставку открывает хорошие перспективы для расширения ассортимента пресервов и консервов, а также копченой и соленой рыбы на российских прилавках, полагает Зверев.

Однако вице-президент Рыбной ассоциации Александр Фомин считает, что ассортимент на прилавках «центра» обогатится не сильно, поскольку речь идет в основном о четырех видах рыб (горбуша, кета, кижуч, сардина иваси).

— Эта рыба и так идет на внутренний рынок, вопрос только в том, что субсидии частично компенсируют затраты на перевозку с Дальнего Востока в центральные районы страны. При этом пока не понятно, насколько они будут компенсироваться, — рассуждает Фомин.

Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, вице-президент ассоциации рыбаков и экспортеров Георгий Мартынов​ объяснил «Известиям», что прошлый год за всю историю наблюдений был самым богатым на вылов лососевой продукции (больше 600 тыс. т). Растет вылов и дальневосточной сардины иваси, по прогнозам, тенденция в ближайшие годы сохранится.

— Возможный вылов его, полагаем, будет на уровне 1 млн т. Сейчас получается, что основной рыбопромысловый центр находится в 10 тыс. км от основных рынков сбыта внутри страны. И выходит, что ближайший стратегический партнер-потребитель — Китай — имеет более простую логистику, чем наша страна, — говорит Георгий Мартынов.

По его словам, также к ДФО близки порты Южной Кореи и Японии. Правда, торговые отношения с ними в любой момент могут затрудниться, поэтому рыболовы ищут новые рынки, например, Вьетнам и другие.

Главная проблема в том, что дорога на Дальний Восток пока сильно перегружена, хотя всё может решить новый БАМ, уточняет Георгий Мартынов.

— Поэтому мы считаем что нужно добавить к ж/д перевозкам и автологистику. Нынешняя сеть позволяет комфортно довезти продукцию из Владивостока в Москву. В случае с ж/д перевозкой будет по крайнем мере две перевалки. А от этого и рыба портится, и качество становится хуже. Просим также правительство РФ предусмотреть перевозку не только мороженой, но и готовой продукции, — уточнил эксперт.

Он добавил, что в ДФО действует программа по инвестированию в строительство самими рыбаками перерабатывающих заводов. То есть, после закона о субсидиях, рационально было бы рассмотреть возможность вывоза в ЦФО готовой продукции, рассуждают рыбопромышленники ДФО. И делать это лучше именно автомобильным транспортом. Ведь субсидироваться будет провозной ж/д тариф, но арендой товарных поездов занимаются коммерческие организации, разъясняет Мартынов.

— Важно, чтобы субсидия «не утонула» в том тарифе, который будет предусмотрен частниками. Сейчас провозной тариф составляет 17–20 рублей на килограмм, — говорит представитель отрасли.

Сколько стоит горбуша и лосось в России

Благодаря высокому уровню добычи тихоокеанских лососей средняя оптовая цена в Дальневосточном федеральном округе на горбушу сократилась с 270 до 145 руб./кг, в центральной России — с 300 до 187 руб./кг, подсчитали в Strategy Partners (экосистема «Сбера»).

Примерная текущая стоимость железнодорожной перевозки рыбопродукции рефконтейнерами с Дальнего Востока до Москвы составляет около 20 руб./кг, то есть около 10% от стоимости горбуши.

Если применить опыт субсидирования перевозки минтая и сельди (когда выплата доходила до 7 руб./кг) к горбуше, то это позволит сократить оптовые цены в центре страны до 4%, уверена эксперт Strategy Partners Мелиса Мердеева.

По словам Мелисы Мердеевой, на текущий момент логистика на экспортные рынки в ДФО стоит дешевле, чем по России, поэтому рыбодобывающие предприятия предпочитают экспортировать рыбу. При субсидировании перевозки рыбы в Москву картина со сбытом поменяется в пользу внутреннего рынка, как было с минтаем и сельдью в последние несколько лет.

Мелиса Мердеева прогнозирует, что субсидирование перевозки лососевых видов рыб и сардины иваси из ДФО поможет разнообразить рыбные прилавки, сделать их более доступными по цене. Также данная мера поддержки способствует импортозамещению атлантической сельди, которую в центр России доставляют преимущественно из Фарерских островов.​

— Повышение доступности иваси для сектора переработки поможет выставить на прилавки доступный и качественный аналог сельди. Горбуша и без того пользуется спросом, но и она может стать доступнее для потребителя. При этом важно учитывать, что многое зависит от объема финансирования данной меры поддержки и того, как он будет распределен между конкретными видами рыбы, — резюмирует Герман Зверев.

В Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) считают важным распространение субсидий на перевозку с Дальнего Востока лососевых и иваси (поручение проработать этот вопрос дано Правительству Президентом), но предлагают предусмотреть субсидирование также для фарша и сурими из минтая, сельди, филе трески и — рыбной муки, используемой для производства кормов. Мука востребована животноводством и аквакультурой и затраты на ее доставку влияют на стоимость кормов в этих секторах.

Источник: Известия
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>