{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Как настроить рыбную реформу на успех?

28 апреля 2016 14:33
Руководитель проекта «Морские порты Информ-24», глава московского представительства Фонда «Марлин» Анна Горнова анализирует ситуацию с развитием рыбной отрасли и предлагаемые изменения в Закон «О рыболовстве».
 
- Набирает обороты обсуждение предлагаемых правительством изменений в базовый закон «О рыболовстве». В конце апреля Минсельхоз представил 5-ю версию законопроекта, объёмный документ на 29 страниц, требующий принятия порядка 27 подзаконных актов. Основные цели новелл – стимулирование притока инвестиций в отрасль, строительство в России рыбопромыслового флота, береговой переработки и уход от сырьевой направленности.
 
Однако, внимательное прочтение 5-ой версии позволяет увидеть, что ориентирована она на интересы крупного бизнеса и торговых сетей. Взглянем на основные новеллы. Инвестиционные квоты. В основе их распределения – бизнес-план инвестпроекта и набор критериев к нему, посильных лишь крупным игрокам рынка либо и вовсе непрофильному бизнесу. При этом не ясно - будет ли конкурс на инвестиционные квоты открытый или закрытый? Хотя есть один верный в стратегическом плане критерий, указанный где-то на заднем плане в самом конце – безотходность производства.
 
Если заявок на инвестиционные квоты окажется больше самих квот, в законопроекте прописан аукцион на понижение, что фактически окончательно отодвигает малый и средний бизнес от инвестиционных квот. Хотя 20% ресурса изымут у всех, и ещё не понятно единоразово или ежегодно 20% ресурса будет утекать в пользу рыбных олигархов? При таком сценарии года за три все ресурсы утекут к пятёрке крупных компаний.
 
В тоже время, если взглянуть на ситуацию с другой стороны, укрупнение компаний, вертикальная интеграция – это совсем не плохо, здесь есть свои плюсы, и некоторые зарубежные страны успешно идут по такому пути. Только вот какие цели государство ставит перед этими гигантами? Отнять ресурс у малых?
 
Поэтому, если сегодня не прописать в законе надёжную защиту для малых, в том числе колхозов, прибрежки, то они начнут год от года схлопываться и вскоре уйдут с рынка. И тогда, на первый взгляд, так удачно взятый тренд на свежую и охлаждённую рыбу с повышающим коэффициентом, уничтожит наши малые прибрежные предприятия. Люди останутся без работы, а торговые сети предложат населению на своих прилавках отнюдь недешёвую охлаждённую рыбу. Если наделять квотами перерабатывающие предприятия, не имеющие собственного флота, в итоге мы получим новых рантье, от которых отрасль успешно избавилась за последние годы.
 
Россия уже пережила реформу образования и здравоохранения. То, где мы были в мире лучшими – потеряно. Наша система распределения рыбных ресурсов тоже признаётся лучшей в мире. На очереди рыбная реформа, которая имеет шансы стать не провальной в том случае, если мы защитим малый и средний бизнес, а перед крупным государство поставит такие достойные задачи как возвращение России в международные районы промысла и развитие социальных программ доступности рыбы для малообеспеченных слоёв населения. В противном случае мы так и останемся сторонними наблюдателями транснационального картеля, который следит за тем, чтобы рыба и лекарства в России были дорогими. Разве сегодня нет рыбы в наших магазинах, на рынках? Да её там более чем достаточно. Если завезти больше, она останется невостребованной на прилавках. В убыток предприятия работать не будут. Проблема сегодня в покупательской способности населения.
 
В законопроекте Минсельхоза безусловно заслуживает внимания предложенный коэффициент для береговой переработки, с помощью которого можно загрузить до предельного уровня нашу береговую переработку. Но этот инструмент ещё предстоит настраивать в соответствии со спецификой каждого бассейна.
 
Настало время извлечь уроки из предыдущих реформ, взвесить все «за» и «против». Пока у нас есть время настроить рыбную реформу на успех, заложить в неё правильную основу.
 
Во–первых: надёжно защитить в проекте закона малый и средний бизнес от разорения. Частично в Поручениях Президента по итогам Госсовета эта линия обозначена, но её нужно чётко закрепить применительно ко всем новеллам правительственного законопроекта, прописать параметры таких хозяйств. Нельзя изымать ресурс у малых, у добросовестных пользователей, если это их ставит на грань рентабельности. В основном это предприятия, имеющие квоты до 2 тыс.т.
 
Во-вторых: обеспечить равный доступ к инвестиционным квотам для всех - для крупных и для малых. Напомню, что в этой части ранее на нашем проекте Морские порты Информ-24 предлагался принцип «шкалы эффективности», с набором критериев. Согласно которому прибавку из резерва инвестиционных квот сможет получить любой по сумме баллов, в соответствии с результатом в процентах от вложенных инвестиций, в том числе с увязкой с реализацией национальных проектов развития океанического рыболовства.
 
Третье. Отдельно остановлюсь на возвращении наших позиций в Мировом Океане. Удивительно, что в таком объёмном законопроекте не нашлось места для стимулов развития отечественного океанического рыболовства. Сегодня, когда полным ходом идёт борьба за ресурсы Мирового Океана, неужели Россия отказалась от своих прав на Мировой Океан, от морской политики ведущей рыбной державы? Неужели мы отдадим свою полезную океаническую рыбу, заработанную целыми поколениями, другим странам? Взамен видимо, нам уготовано активно развивать прудовую аквакультуру, вокруг которой сегодня столько шума, но принятый аквакультурный закон всё равно как надо не работает.
 
Итак, отдельной статьёй в законе необходимо дать бизнесу весомые стимулы для промысла в открытых районах Мирового океана, в районах действия международных соглашений. На этом направлении предусмотреть следующие меры господдержки:
- прямое субсидирование части затрат на покупку топлива при условии доставки не менее 50% улова на российские перерабатывающие предприятия;
- применение льготного режима налогообложения:
- для рыбопромысловых компаний, реализующих инвестиционные проекты в области океанического рыболовства, осуществляющих океаническое рыболовство в отдалённых районах Мирового океана и зонах действия международных соглашений в области рыболовства, в виде полного освобождения от налога на прибыль и имущество в течение первых 5 лет реализации инвестиционного проекта и 50% снижения ставки по указанным налогам в течение следующих 5 лет;
- для российских финансовых институтов и фондов, участвующих в финансировании инвестиционных проектов, направленных на развитие российского океанического промысла (distant-water fishing (DWF)) – снижение ставки по налогу на прибыль на 50% от доходов, полученных от финансирования таких проектов, на всё время участия в их финансировании;
- для российских судостроительных верфей, осуществляющих строительство океанического рыбопромыслового флота (deep water fleet) – снижение ставки по налогу на прибыль на 50% на всё время участия в строительстве таких судов;
- для компаний, осуществляющих строительство судостроительных верфей, специализирующихся на строительстве рыбопромысловых судов – освобождение от уплаты налогов на прибыль, на имущество и на землю в течение первых 5 лет строительства и эксплуатации верфи и 50% снижения ставок по указанным налогам в течение следующих 5 лет;
- освобождение от уплаты импортных пошлин при импорте оборудования, аналоги которого не выпускаются в РФ, используемого для оборудования рыбопромысловых судов, а также по оборудованию для строительства и реконструкции судов, оснащении сверхнизкими температурными морозильниками, в том числе тунцеловных кошельковых сейнеров, ярусных и др. судов;
- применение ускоренной амортизации для основных средств рыбопромысловых компаний, осуществляющих океаническое рыболовство в отдалённых районах Мирового океана.
Источник: Информ-24
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>