Как обеспечить эффективную переработку тихоокеанских лососей
Американские рыбаки озаботились строительством специализированных судов под приемку и заморозку уловов лосося. Две работающие на Аляске компании (Northline Seafood и Circle Seafoods) строят суда, способные принимать и замораживать от 340 до 680 тонн лосося в день.
Потребность в таких судах обоснована отсутствием береговых мощностей по приемке и переработке лососей. Далеко не везде возможно их построить из-за отсутствия дорог и иной инфраструктуры. В аналогичных ситуациях российские рыбаки ставят на приемку уловов рыбопромысловые суда, где обрабатывают и замораживают уловы. Но приемка и заморозка лосося при таком подходе получается достаточно затратной из-за высокой стоимости эксплуатации таких судов. Снизить затраты может использование в отдельных случаях специализированных приемно-замораживающих судов.
"Было бы целесообразно рассмотреть возможность строительства таких судов в числе обязательств по переработке уловов при перезаключении договоров на рыболовные участки в отношении тихоокеанских лососей. Или при закреплении участка по результатам аукциона", - считает президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей Осинцев.
Источник: АСРФ со ссылкой на globalseafood.org
На сайте Northline Seafoods это называется Salmon processing platform. По внешнему виду похоже на плавмастерские. Судном это называть можно с большой натяжкой. Это плавучая фабрика, возможно даже не самоходная. Её можно использовать только в защищённых акваториях.
В начале девяностых у нас предлагались такие проекты, но не пошли.
Northline Seafoods находится в Ситке. Там сплошные острова, проливы проливчики, есть где поставить такую фабрику и есть куда перетащить, если надо. У нас побережье совсем другое.
В нашем случае на ДВ, АСРФ считает, что снизить затраты на приемке лососей может использование в отдельных случаях специализированных приемно-замораживающих судов. Даже предлагается строительство таких судов как обременение при закреплении рыболовных участков. Насколько это предложение имеет смысл, учитывая относительную скоротечность путины?
Скорее всего, АСРФ подразумевает именно такие же “платформы”, т.е. плавучие фабрики, которые можно перетаскивать с места на место.
Специализированные приемно-обрабатывающие суда существуют с советских времён. Сейчас их осталось считанные единицы. Их можно использовать на приемке любой рыбы, но для рентабельной работы только лосося будет недостаточно, надо предусмотреть использование судна на более длительный период.
В 60-70 годы, когда основу добывающего флота составляли среднетоннажные суда без морозилок, такие ПР (производственный рефрижератор) и плавбазы работали во всех районах советского рыболовства. И на лососе их использовали.