Как помочь лососю
Дальневосточная дорога направила в ОАО «РЖД» предложения по совершенствованию процесса перевозок рыбной продукции. Об этом сообщает Гудок.
– Максим Валерьевич, как отразится на железнодорожных перевозках рыбы введённое Россией эмбарго на ряд продуктов питания из стран Запада?
– Сейчас ажиотажного предъявления этого груза не наблюдается, хотя погрузка рыбы на ДВЖД по сравнению с прошлым годом растёт: в январе – июле отправлено более 192 тыс. тонн (это только в рефрижераторных и изотермических вагонах, не считая специализированные контейнеры), что на 12,4% больше прошлогоднего показателя. Но мы прогнозируем дальнейшую активизацию перевозки свежемороженой рыбы и морепродуктов. Если из-за санкций норвежский лосось не попадёт на российский рынок, безусловно, спрос на тихоокеанский будет более ощутимым.
– Хватает ли на дороге подвижного состава?
– 3–4 года назад грузоотправители ДВЖД ежегодно отгружали до 500 тыс. тонн рыбы в европейскую часть страны. Но из-за рыночной конъюнктуры и сложившейся системы сбыта всё больше продукции стало уходить на экспорт, в частности в Китай. За это время парк рефрижераторного подвижного состава старел и выводился из обращения. Поэтому тот объём рыбы, который могут предъявить к перевозке, мы уже не сможем закрыть одними рефсекциями: их нет в таком количестве.
– Если ли альтернатива?
– Это рефрижераторные контейнеры. За ними будущее транспортировки скоропортящихся грузов. Тем более что парк такого подвижного состава постоянно растёт. Отправителю не надо накапливать столь же объёмную партию для отправки, как в случае с изотермическими вагонами. Чтобы загрузить четырёхвагонную рефсекцию, требуется минимум 180 тонн груза, а для контейнера – всего 20–24 тонны. За семь месяцев года на ДВЖД в рефконтейнеры погружено около 140,9 тыс. тонн рыбы – на 14,6% больше прошлогоднего объёма. Если в предыдущие годы в контейнеры в среднем грузилось 35% рыбы, принимаемой к перевозке на ДВЖД, то в 2014-м – уже 42%. Целесообразно развивать перевозки морепродуктов рефрижераторными сцепами и рефконтейнерами с автономным навесным устройством электропитания: есть положительный опыт по станции Угольная.
– Насколько важно улучшать оборот специализированного подвижного состава?
– Это ещё одна из мер для освоения перспективных перевозок. Здесь два пути. Во-первых, оптимизация перевозки морепродуктов в вагонах-термосах. Для этого формируются ускоренные «холодные» поезда. Сервис востребован, но если раньше груз со станции Мыс-Чуркин (Владивосток) до Екатеринбурга-товарного доходил за восемь суток (это разрешённый срок доставки свежемороженой рыбы в вагонах-термосах), то после того, как в мае было введено новое расписание поездов, время в пути увеличилось. Как следствие, услуга теряет привлекательность. График движения «холодных» поездов нужно скорректировать.
Также мы предлагаем в пути следования таких поездов учесть отцепку вагонов с рыбой по станциям Улан-Удэ и Чита: туда идёт достаточный объём продукции автотранспортом. А за счёт этих остановок можно было бы переключить часть потока на железную дорогу. Кроме того, нужно рассмотреть возможность включения рефрижераторных сцепов и рефконтейнеров в состав ускоренных контейнерных поездов. Здесь необходимо решить вопрос с тарификацией перевозки. У ускоренных поездов хорошая маршрутная скорость – порядка 1 тыс. км/сут., поэтому за те же восемь суток рыбу можно доставить в Москву. Все предложения дорога направила на рассмотрение в ОАО «РЖД». Уверен, что это позволит организовать массовый вывоз рыбы.