Как устроен российский ярусолов «Гандвик-1» (фото)
Ярусоловы проекта MT1112XL выделяют среди других строящихся на российских верфях траулеров за их высокотехнологичность. При их достаточно традиционном внешнем облике суда насыщены новыми технологиями и решениями, повышающими эффективность эксплуатации.
Компания «Вирма» заказала «Северной верфи» (входит в ОСК) строительство трех ярусоловов проекта MT1112XL. Все они предназначены для лова трески, пикши, зубатки, палтуса и других видов рыб в Северном, Норвежском и Баренцевом морях.
Экономичность, экологичность, автоматизация, безотходное производство — всё это воплотилось в головной ярусолове «Гандвик-1».
Проект
Концепт-проект MT1112XL разработан норвежским бюро Marin Teknikk AS. Рабочую конструкторскую, эксплуатационную, плазовотехнологическую и приемосдаточную документацию прорабатывали конструктора «Северной верфи» и компании «Форсс-Марин».
«Гандвик-1» заложен на «Северной верфи» в июле 2018 года, 20 декабря 2019 года корабелы предприятия спустили судно на воду.
Подобные ярусоловы предназначены для высокотехнологичного и экологического лова рыбы. Согласно проекту, на серии судов предусмотрены автоматизированные линии установки и выборки ярусов, оборудование для глубокой и безотходной переработки и хранения улова на самом ярусолове.
Энергетика и пропульсия
Ярусолов проекта MT1112XL имеет высокий уровень автоматизации — AUT1-ICS. Это означает, что автоматизация выполнена с применением компьютерной интегрированной системы управления и контроля.
Подобное решение позволяет сократить влияние человеческого фактора. В частности, экипажу не нужно постоянно находиться в машинном отделении и на центральном посту.
Что касается пропульсивного комплекса, то интересно отметить, что в носовой части у ярусолова нет подруливающих устройств. Зато в кормовой вместо традиционного для современных «рыбаков» винта регулируемого шага расположены две винторулевые колонки компании Wartsila.
Главные двигатели на «Гандвике-1» тоже от финнов (2×1350 киловатт). Мощность каждой полноповоротной ВРК — 800 киловатт, вес – 10 тонн. На ВРК используется четырехлопастной винт диаметром 1,6 метра в насадке.
Проектанты отмечали, что это сделано для увеличения силы упора гребного винта на малых скоростях. За счет винторулевых колонок судно получает высокую маневренность, необходимую при работе с ярусом.
При проектировании машинного отделения разработчики проекта столкнулись с вызовом: на небольшой площади необходимо было уместить очень много оборудования — главные двигатели, котел, компрессоры, множество насосных установок — и при этом оставить доступ для обслуживания. Различные варианты рассматривались совместно с заказчиком, Морским регистром, специалистами КБ и работниками завода. В результате пришли к компромиссному варианту и сформировали новый облик машинного отделения.
За электрооборудование на судне отвечала петербургская компания «ВНИИР-Прогресс». Предприятие поставило на «Гандвик-1» ГРЩ 690/230В, АРЩ 690/230В, щиты управления, распределительные щиты, комплект источников бесперебойного питания 24 вольта и силовые трансформаторы.
Рулевая рубка, экипаж и палуба
Рубка проектировалась исходя из требований безопасности и удобства экипажа. В символе класса РС судна есть знак ОМВО, который означает, что судно управляется одним человеком из рубки. В рубке предусмотрены пульты управления судном в составе пяти консолей, где размещены все органы управления судном, система видеонаблюдения (камера находится под мунпулом — отверстием в корпусе ярусолова, и это позволяет экипажу наблюдать за ловлей рыбы на экранах с ходового мостика), мониторы системы автоматики судна, радио- и навигационное оборудование, управление прожекторами поиска буев с ярусами.
Для удобства экипажа по левому борту в рубке предусмотрена зона работы с документацией с диванами и столом. Также в пространстве ходового мостика размещены туалет и кофестанция. Обзор из рулевой рубки — 360°, что в условиях арктических широт, при долгих ночах, критически важно.
Из оборудования навигации и управления отдельно отметим систему автоматического удержания курса и траектории (авторулевой) АР5000 от компании «Навис». Она реализована на цифровой базе, которая, по словам разработчиков, позволяет снизить рабочую нагрузку на оператора, увеличить эффективность удержания судна на курсе, повысить безопасность судовождения и снизить расход топлива по сравнению с ручным режимом управления. Вместо привычных для устаревшего флота монохромного дисплея здесь установлен высококонтрастный антибликовый цветной экран высокого разрешения с диагональю 6,5 дюйма и углом обзора 150°.
Экипаж судна составляет 30 человек. На судне предусмотрена просторная столовая и кают-компания.
«Гандвик-1» оборудован двумя палубными кранами итальянской фирмы Iron Fist Marine Cranes, расположенными по одному на носу и в корме, и двумя спусковыми устройствами производства компании Global Davit, которые находятся на разных бортах ярусолова.
Промысловое оборудование
Ярусоловы проекта МТ1112XL соответствуют жестким международным требованиям по защите окружающей среды. Ярусный способ лова — наиболее щадящий для водной экосистемы, он минимизирует воздействие на морское дно и позволяет ловить отдельные виды рыб, не нанося ущерба остальным, сохраняя кормовую базу и молодь рыбы.
На «Гандвике-1» промысловое оборудование представлено в виде ярусной линии — 70 000 крючков, которую поставила норвежская компания Mustad Longline. Это метод промышленного рыболовства, при котором используются крючки с наживкой, прикрепленные к донному ярусу. Считается, что подобный метод — один из самых экологически безопасных, потому что во время промысловых операций не повреждают грунт и не наносят ущерб среде обитания гидробионтов. Об этом говорят данные норвежского исследовательского центра NOFIMA, крупнейшего в Европе в области рыболовства.
Проектная мощность добычи ярусолова проекта MT1112XL — до 30 тонн готовой рыбной продукции в сутки.
Выловленная с помощью яруса рыба сохраняет натуральный вид, она не давится, не мнется и выше ценится. На ярусолов устанавливается современная рыбоперерабатывающая фабрика для обработки улова и производства разных видов замороженного филе, а также консервов из печени и икры трески.
Емкость морозильного трюма для готовой рыбопродукции — около 500 тонн.
Фабрика
На главной палубе «Гандвика-1» предусматривается обрабатывающее оборудование для производства продуктов животного происхождения из субпродуктов: 25 тонн замороженной филе трески или пикши в день и минимум 2000 банок консервированной печени трески или пикши. Фабрика по производству рыбы и филе произвела российская компания «БаренцКул».
Зона для обработки рыбы оборудована лотками для спуска крови, столом для резки, резервуарами для мойки и для хранения рыбы, электрическим сортировщиком с шестью промежуточными резервуарами, ручной укладкой, тремя вертикальными морозильниками VPF 16-1060/530/100-1D производительностью не менее 18 тонн мороженой рыбы в день. Есть и два горизонтальных морозильника HPF 9-1250/1059-40-90 производительностью не менее 10 тонн рыбы каждые 24 часа.
На фабрике установлены линия для ручного потрошения рыбы с весами и упаковочным столом и линия филе с автоматической филетировочной машиной. Также добавлена автоматическая упаковочная линия для мешков и картонной тары с обвязочной машиной. Для заморозки особо крупных экземпляров рыбы прямо на фабрике есть морозильная камера. Технологическое оборудование обеспечивает выработку не менее 15 тонн б/г продукта в день, а филетировочная машина — не менее 8 тонн филе донных пород рыбы.
Производительность крэшера — измельчителя отходов — до 6 тонн в час. Для спуска продукции в трюм фабрика оснащена гидравлическим лифтом.
О проекте
Всего компания «Вирма» заказала «Северной верфи» строительство трех ярусоловов проекта MT1112XL. Все они предназначены для лова трески, пикши, зубатки, палтуса и других видов рыб в Северном, Норвежском и Баренцевом морях.
Как и стоило ожидать, из-за санкций у предприятия возникли трудности с получением иностранных поставок. Кто-то из поставщиков материалов и оборудования ушел с российского рынка, и нужно было быстро менять привычную логистику, искать альтернативные предложения, подбирать оптимальные аналоги. И если для головного судна «Гандвик-1» основное оборудование было закуплено, то строительство оставшихся судов серии станет вызовом для судостроителей.
«Для нас это не повод останавливать работу, — говорят на „Северной верфи”. — Это возможность самим формировать научно-технологическую независимость отечественного судостроения».
Фото: Медиапалуба