Какой флот строят для Северного морского пути
Строительство судов высокого ледового класса стало одной из тем оперативного совещания с вице-премьерами, которое провел 20 мая премьер-министр РФ Михаил Мишустин. О заказах, строящихся в настоящее время для Арктики на отечественных верфях, рассказал первый вице-премьер Денис Мантуров.
В первую очередь Денис Мантуров упомянул строительство серии универсальных атомных ледоколов проекта 22220 мощностью 60 МВт на Балтийском заводе и атомного ледокола проекта 10510 "Лидер" на Судостроительном комплексе "Звезда".
«Три атомохода – "Арктика", "Сибирь" и "Урал" – уже работают в акватории морей Северного Ледовитого океана, следующий ледокол – "Якутия" – планируем сдать в конце текущего года. Еще три должны пополнить флот в период с 2026 по 2030 год. И конечно, самый мощный ледокол, который сегодня строится на "Звезде", единственный в своём роде в мире, 120 МВт, – "Россия", который тоже должен быть построен ориентировочно к 2030 году», – цитирует первого вице-премьера пресс-служба правительства.
Для обеспечения безопасности мореплавания в интересах Минтранса и Росморречфлота строится 15 аварийно-спасательных судов для работы на Севморпути, включая буксиры и многофункциональные суда разного направления и мощности.
«В этом задействованы верфи в Комсомольске-на-Амуре, Калининграде, Нижнем Новгороде и Татарстане. В развитие работы по этому направлению в перспективе шести лет планируется контрактация еще 30 судов», – рассказал Денис Мантуров.
Строительство грузового флота высокого ледового класса ведется на ССК "Звезда". Верфь в Большом Камне уже передала заказчикам пять нефтеналивных танкеров типоразмера "Афрамакс". Законтрактовано еще 26 крупнотоннажных судов разного дедвейта и назначения. До 2037 года планы загрузки ССК "Звезда" включают 92 грузовых судна ледового класса уже обеспечены. В их числе – контейнеровозы, балкеры, сухогрузы и танкеры, добавил первый вице-премьер.
Денис Мантуров также напомнил, что хотя, основная производственная инфраструктура в интересах освоения СМП сформирована, чтобы гарантированно справиться с таким емким заказом, "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) с ВТБ рассматривает возможность строительства еще одной верфи.
«Окончательное решение по месту и квалификации будет принято до конца текущего года», – заявил Денис Мантуров.
В части замещения критических позиций судового комплектующего оборудования, благодаря бюджетному финансированию ведется работа по реализации 60 комплексных проектов силами 35 предприятий. По словам первого вице-премьера, первые образцы оборудования начнут появляться на рынке уже начиная с 2025 года. Оборудование будет применяться в том числе на судах ледового класса, эксплуатируемых на Северном морском пути, и рыболовных судах, которые будут работать в северных широтах.