Казахстан: рыболовству Балхаша грозит банкротство
С середины февраля казахстанские рыболовы не имеют возможности работать официально, поскольку Министерство сельского хозяйства не утвердило лимиты на вылов. Более того, есть вероятность сокращения промысловых квот, что поставит крупнейшие предприятия отрасли на грань банкротства.
Браконьеры поневоле
- Объем вылова ежегодно утверждается аграрным ведомством до 15 февраля, - поясняет Ахат Куспаев, директор ТОО «Балхашбалык». – После этого общественные объединения рыболовов в областях распределяют лимиты по природопользователям. К сожалению, уже начало марта, а документ министром все еще не подписан. Хотя научные прогнозы Казахским НИИ рыбного хозяйства были составлены осенью прошлого года, согласованы Комитетом лесного хозяйства и животного мира и проведены через экологическую экспертизу. То есть, все процедуры соблюдены, но подписи нет. Население прибрежных регионов вынуждено идти на нарушение закона, массово становясь браконьерами. Ведь жить-то им как-то надо, а других источников дохода у них нет.
Когда и какое решение будет принято, рыболовам неизвестно. Но ожидания самые тревожные. Дело в том, что в последнее время и Комитет лесного хозяйства и животного мира МСХ РК, и Казахский НИИ рыбного хозяйства ведут речь о необходимости предосторожного подхода к рыбоводству на Балхаше.
Предосторожный подход является одним из принципов современного международного экологического права. Его суть – в переориентации охраны окружающей среды с реагирования на уже случившиеся неблагоприятные последствия на их предотвращение. То есть, в условиях неполноты сведений о возможном ущербе для природы от рыболовства, считается лучшим выходом перестраховаться и ограничить вылов, вместо того, чтобы разрешать, не зная, какой ущерб понесет природа.
Рыболовам эта позиция непонятна. О каком недостатке сведений может идти речь, если учёными Балхаш изучен вдоль и поперек, а его ресурсы хорошо известны?
- Сам же институт собрал материалы, на основании которых осенью 2016 выдвинул предложения по установлению квоты, а теперь вдруг появляются рассуждения о необходимости предосторожного подхода, - говорит Ахат Куспаев. – На наш взгляд, корни растут из другого места. Для нас не секрет, что в последние пять-шесть лет отдельные физические лица, имеющие собственные интересы на Балхаше, продвигают точку зрения о том, что промышленное рыболовство на озере необходимо свернуть. Мол, нужно развивать туризм и спортивную рыбалку, поскольку с этого можно заработать больше.
Разорительная квота
Отметим, что, согласно данным статистики, вылов рыбы в Казахстане снижается. Если в начале 1990-х уровень добычи доходил до 100 тыс. тонн в год, то в 2011 он составил 38 тыс. тонн. По итогам первого полугодия 2016 в стране было выловлено всего 16 тыс. тонн. Потребление рыбы казахстанцами составляет чуть больше 5 кг в год при рекомендованных Казахской академией питания 14,6 кг и среднемировом потреблении около 18 кг.
Возможных путей разрешения сложившейся ситуации рыбаки Балхаша видят два. В худшем для них варианте МСХ РК введет мораторий на вылов рыбы в озере. В более мягком - наполовину сократит квоту вылова. Любое решение станет ударом, который отрасль не выдержит. Квота для Балхаша и так планировалась небольшая, 7000 тонн на год. Если объем вылова снизят до 3500 тонн, его разделят по регионам, выходящим на побережье. Приблизительно 70% получит Алматинская область, 30% – Карагандинская и Жамбыльская области, вместе взятые.
ТОО «Балхашбалык» - крупнейшее промысловое хозяйство на озере. Когда-то его штат достигал 1000 человек, сейчас осталось 160 сотрудников. Огромный добывающий флот наполовину простаивает. Четырехэтажный холодильник объемом 1200 тонн хранит лишь 15 тонн продукции. Дальнейшее сокращение сырьевой базы предприятие не выдержит.
- В прошлом году наша квота была 1200 тонн, - говорит Ахат Куспаев. - Если ее сократят в два раза и оставят нам 500-600 тонн, мы просто не сумеем на этих объёмах выжить. Нас ждет банкротство. Так же, как и остальных крупных производителей. Останутся только ИПшники-ЧПшники, которые будут что-то там в камышах вылавливать. Нам непонятно вот что - с одной стороны, в сельском хозяйстве идет речь о необходимости укрупнения. С другой – базовые для отрасли предприятия ставят на грань исчезновения.
Тем более положение рыбаков осложняется тем, что они в начале года уже заключили контракты с поставщиками орудий лова и покупателями продукции, исходя из планируемой квоты. Пересмотр этих обязательств может вылиться в дополнительный ущерб от штрафных санкции.
Озеро в сетях
Рыбники не против мер по сохранению ресурсов Балхаша. Но в этом отношении есть более очевидные меры, требующие принятия. Главная проблема – браконьерство. Если ведущие промышленный лов суда используют неводы, то все остальные - сети. Варварский метод приносит озеру огромный ущерб.
- Сети применяются массово, - отмечает Ахат Куспаев. – Мы из года в год просим навести в этом вопросе порядок. Говорим: давайте года на два установим мораторий на лов сетями на Балхаше. Но нас не слышат. Сил уже нет смотреть, как сотни километров сетей по озеру плавают, набитые тухлой рыбой.
Уполномоченные органы не справляются с контролем. Во-первых, территории слишком большие, во-вторых, коррупционную составляющую в таких вопросах нельзя сбрасывать со счетов.
Сами природопользователи обязаны обеспечивать охрану закрепленных за ними производственных участков, согласно Закону РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира». Он принят в 2004, но до сих пор в его рамках не прописаны меры по обеспечению выполнения. То есть, егерская служба у того же «ТОО «Балхашбалык» есть. Но ее сотрудники ни на что не имеют права – ни провести осмотр чужого транспорта на своей территории, ни изъять сети в своей акватории, ни задержать браконьера.
- Именно с этого нужно начинать работу, если есть необходимость в защите рыбных ресурсов, - уверен Ахат Куспаев. – Нужно навести порядок с незаконным ловом, а не ограничивать официально работающие предприятия.
Еще специалисты обращают внимание вот на что: сейчас бригады рыбаков обеспечивают естественную мелиорацию озера. В случае прекращения промышленного лова начнется зарастание водоема. И потом государству придется разрабатывать многомиллиардную программу, чтобы спасти Балхаш от этой напасти.