Китайцы опустошают рыбные запасы Африки – для производства норвежского лосося
Китайские траулеры тоннами вылавливают рыбу у западных берегов Африки и перерабатывают ее в муку, чтобы потом продавать ее в Норвегию, где на аквакультурных фермах выращивают лосось. Это многомиллиардный бизнес по уничтожению рыбного многообразия.
На атлантическом побережье самой маленькой африканской страны Гамбии день и ночь в маленьком городке Гунжур швартуются пироги. На причале рыбаки передают рыбу женщинам – идиллическая картина, за которой наблюдают туристы. Журнал "Шпигель" публикует журналистское расследование, которое провели сотрудники Outlaw Ocean Project.
Всего 200 метров от причала стоит трехметровый забор. За ним находится китайская фабрика по производству рыбной муки Golden Lead. Отвратительный запах ощущается не только на территории фабрики, но и по всей округе.
Съемки, тайно сделанные одним из рабочих, показывают нечеловеческие условия труда. Вентиляции нет, мужчины, обливаясь потом, лопатами кидают местную сельдь бонга в стальную воронку. На транспортере рыба попадает в котлы, где она перемалывается в склизкую массу, из которой в длинных циллиндрических печах удаляется жир. Обезжиренная масса перемалывается в мелкий порошок и складируется в центре ангара в метровые кучи. После того как порошок остывает, рабочие засыпают им 50-килограммовые мешки. В одном контейнера помещаются 400 мешков, рабочие заполняют от 20 до 40 контейнеров в день, говорит эколог Мустафа Маннех. Одна эта фабрика производит 800 тонн рыбной муки в день. Ежедневно из Гунжура отправляются в Китай и Норвегию контейнеры, забитые рыбной мукой. Ею кормят рыбу, выращиваемую в аквакультурах, которая потом продается во всем мире.
С 1960-х годов потребление рыбы и морепродуктов увеличилось в мире вдвое. Уже сейчас удовлетворить спрос выловленной рыбой невозможно. Человечество нашло выход: вместо ловли развивается аквакультура. На сегодняшний день половина продаваемой рыбы выращена в аквакультурах. Общий оборот этой отрасли оценивается в 260 миллиардов долларов. Это самый быстрорастущий сегмент пищевой промышленности.
Расходы на корм рыбам составляют от 50 до 90% общих расходов. Единственный вид корма – рыбная мука. Абсурд ситуации состоит в том, что фермы, выращивающие рыбу, потребляют ее больше, чем затем продают сами в супермаркетах и ресторанах. Например, один тунец съедает в 15 раз больше свежей рыбы, из которой производится мука, чем весит сам. 25% всей выловленной рыбы в мире превращаются в муку.
Китайская фабрика в Гамбии не одна. По всем западному побережью от Мавретании и Сенегала до Гвинеи-Биссау построены более 50 производственных комплексов по изготовлению рыбной муки.
Местное население не получает от этого ничего. Их потери невосполнимы. Им нечего есть, разрушается привычный жизненный уклад и погибает природа.
Golden Lead – один из форпостов экономического и геополитического проекта Китая, известного как «Инициатива пояса и дороги». Китайское правительство утверждает, что оно улучшает уровень жизни в бедных странах, оно финансирует совместные проекты и дает шанс развития отсталым государствам. Таким проектом для Китая стала Африка. Здесь поднебесная контролирует все самые большие инфраструктурные проекты – строительство дорого, трубопроводов, электростанций и портов. В 2017 году Китай простил Гамбии 14 миллионный долг и вложил в страну 33 миллиона на развитие сельского хозяйства, и рыболовства – построил помимо Golden Lead еще две такие фабрики на 80 км гамбийского побережья. Жителям Гунжура пообещали рабочие места, рыбный рынок и асфальтированную дороги через весь город. На деле эти фабрики привели в их воды промышленные траулеры, которые вылавливают все рыбные запасы, не оставляя местным рыбакам ничего. Привычная экономика, основанная на экотуризме, сломалась в тот день, когда Golden Lead начал переработку и отравил весь воздух ядовитыми парами. Туристы больше не приезжают в гостиницы и не едят в местных ресторанах – этот смрад выносить невозможно.
Рабочих мест в Гамбии тоже не прибавилось. Производство рыбной муки достаточно простое, процесс механизирован, в смену нужно 10-20 человек. Зато селедки бонга, которой было столько, что в конце базара продавцы раздавали ее бедным бесплатно, просто не стало, и стоит она столько, что местным эта рыба уже не по карману. Гамбия – бедная страна, половина населения живет за чертой бедности, и бонга была под час единственным источником белка. Тем не менее, правительство Гамбии защищает китайских инвесторов, говоря, что гамбийское рыболовство процветает.
Но и это еще не все. Три года назад лагуна Болонг Феньо около города окрасилась в пурпурный цвет, на поверхности плавали мертвые рыбы. Несколько лет назад коммуна объявила лагуну природным заповедником, в котором обитали перелетные птицы, дельфины, летучие мыши, крокодилы и обезьяны. Многообразие видо поражало. Эти притягивало экотуристов и способствовало финансовому оздоровлению региона. Когда случилось экологическое бедствие, жители собрали пробы воды и отправили их в лабораторию в Германию. Результаты были ужасающими: вода содержала в два раза больше мышьяка и десятки раз больше нитратов и фосфатов. Активисты обратились с письмом в правительство и назвали китайскую фабрику единственно возможным виновником произошедшего. После мизерного штрафа руководство фабрики перестало сбрасывать отходы в лагуну, зато протянуло трубу к пляжу, через которую отравляет уже все побережье. Купающиеся жалуются на высыпания на коже, море заросло водорослями, мертвую рыбу то и дело выбрасывает на сушу, гибнут черепахи, дельфины и скаты. Активисты подключили прессу, но правительство уже предупредило недовольных, что их действия угрожают иностранным инвестициям. Один высокопоставленный чиновник из министерства рыболовства додумался то того, что назвал смрад от фабрики «запахом денег». Фабрика все отрицает. Директор сообщила, что ничего такого нет, между жителями и фабрикой полное взаимопонимание, китайцы даже инвестируют в местное образование и регулярно выплачивает донаты на рамадан. Об очистных сооружениях не сказано было ни слова.