Контроль за вывозом красной икры вызвал споры
На Камчатке продолжается эксперимент по контролю за перевозками авиапассажирами красной икры без документов. За все время его проведения Приморское межрегиональное управление Россельхознадзора оформило 251 т деликатеса без документов, сообщала ранее пресс-служба российского ведомства.
«В Международном аэропорту Петропавловск-Камчатский (Елизово) Приморским межрегиональным управлением Россельхознадзора с 18 по 24 декабря в рамках эксперимента по контролю за перевозками авиапассажирами в багаже и ручной клади икры непромышленного изготовления проконтролирована перевозка 4,7 т икры без документов. За неделю вывоз икры увеличился на 78,6 кг», – говорится в сообщении.
Больше всего немаркированного морепродукта оформили пассажиры рейсов в Москву (2,8 т), Владивосток (902 кг) и в Новосибирск (576 кг).
Отмечается, что все время действия эксперимента авиапассажиры перевезли 37 т икры с документами, за последнюю неделю – 866 кг. На такую продукцию выдается декларация о соответствии товара, кассовый чек или накладная. Также икра должна быть упакована в тару завода-изготовителя с соответствующей маркировкой.
Руководитель приморского Россельхознадзора Дмитрий Зданович в разговоре отметил, что вывоз немаркированной икры с Камчатки необходимо запретить.
«По моей оценке – механизм отличный в части результативности, но его реализация еще нуждается в доработке. Сегодня мы предлагаем с помощью изменений в законодательстве закрепить перемещение икры только в сопровождении ветеринарных документов», – цитирует информагентство главу ведомства.
По его словам, в контроле за оборотом продукции наряду с сотрудниками Россельхознадзора и авиационной безопасности аэропорта Петропавловск-Камчатский должны участвовать и правоохранительные органы.
«Россельхознадзор эту работу сегодня фактически осуществляет в одиночестве, и все конфликтные ситуации и затраты в человекоресурсах несет Россельхознадзор, а труд этот – колоссальный», – добавил Зданович.
Ранее в эффективности эксперимента усомнился глава Росрыболовства Илья Шестаков.
«Сам эксперимент, может быть, и достаточно хороший, но с точки зрения именно конечного результата, что мы смогли за счет этого побороть поток браконьерской икры - пока не очевидно. Мы видим, что сам объем перевозок именно воздушным транспортом сократился, мы понимаем, что эта браконьерская продукция сейчас ищет другие лазейки. Есть не только воздушный транспорт», – передаёт слова руководителя ведомства.
Напомним, эксперимент по ограничению допустимого веса вывозимой красной икры в 10 кг для авиапассажиров начался на Камчатке 1 ноября 2022 года. Его ввели для снижения браконьерского оборота деликатеса. Как сообщала пресс-служба регионального правительства, ежегодный объем перевозимой в личном багаже пассажиров икры превышает 500 тонн. Для производства столь значительного объема икры браконьерами ежегодно уничтожается более 15 тысяч тонн сырца лососей. По минимальным оценкам, исходя из установленных такс ежегодный ущерб Российской Федерации составляет более 15 миллиардов рублей.
Ранее сообщалось, что в 2023 году перевозки красной икры по железной дороге с Дальнего Востока выросли на 20%. С начала года на поездах потребителям доставили уже около 6,5 млн кг деликатеса. По подсчетам пресс-службы РЖД, этого хватит, чтобы сделать более 300 млн бутербродов. Продлится эксперимент до 2025 года.