Кто выступает против повышения природной ренты в рыбной отрасли?
Природная рента в рыбной отрасли - одна из самых низких среди отраслей, завязанных на добычу природных ресурсов. Точнее - самая низкая. Именно поэтому её нужно поднять – это позволит увеличить примерно в 10 раз налоговые поступления в рыбацких регионах, что станет для них сильнейшим драйвером роста.
Налоговым механизмом извлечения природной ренты в сфере рыболовства является особый вид налогового сбора - сбор за пользование водными биологическими ресурсами (сбор за ВБР), установленный в 2004 году статьей 333.3 Налогового кодекса. В соответствии с Налоговым кодексом каждому виду водных биоресурсов установлена ставка сбора и предприятие, за которым закреплена квота водных биоресурсов, уплачивает сбор пропорционально объему закрепленной квоты (подчеркнём, закреплённой, а не выловленной).
Ирония в том, что спустя всего четыре года после введения сбора за ВБР была установлена льгота по его уплате. Все (!) рыбодобывающие предприятия получили право платить не полную ставку сбора, а всего 15% от ее величины.
Прошло 18 лет, но рыбодобывающие предприятия до сих пор платят природную ренту в размере 15% от установленных полтора десятка лет назад ставок сбора.
Что это означает? Это означает, что доля природной ренты в объёме выручки рыбной отрасли составляет 0,3%!
Что это означает на практике? Это означает на практике следующее - при экспортной стоимости краба в 2021 году в 3 500 рублей за килограмм доля природной ренты составляла … 5 рублей!
Всероссийская ассоциация рыбопромышленников два года назад предложила увеличить ставки сбора за ВБР и отменить тотальную льготу при его уплате. В прошлом году мы предложили кратно увеличить природную ренту для крабов (согласно нашим предложениям сбор за ВБР на крабов должен вырасти с 5 рублей за килограмм до 220 рублей за килограмм). В целом предложения ВАРПЭ позволят увеличить объём поступлений сбора за ВБР с нынешних 2 миллиардов рублей в год до 20 миллиардов рублей в год.
Важно отметить, что сбор за ВБР - это очень «стрессоустойчивый» источник налоговых поступлений в региональные бюджеты (80% поступлений от сбора за ВБР идёт в региональные бюджеты). Иными словами, мы предлагаем для семи прибрежных регионов России дополнительные поступления в 16 миллиардов рублей в год.
Однако наши предложения по кратному увеличению ставок сбора на крабы не были поддержаны ни в Росрыболовстве, ни в Минсельхозе, ни в Правительстве. Почему?
Потому что против повышения природной ренты в рыбной отрасли выступает крупнейший игрок отрасли - ООО «Русская рыбопромышленная компания» (ООО «РРПК»). ООО «РРПК» создала для себя «бутик» - Ассоциацию судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ). АСРФ направила председателю Бюджетного комитета Госдумы Андрею Макарову, направила в Правительство позицию против повышения природной ренты. Почему?
Все очень просто. Сейчас ООО «РРПК» за сотни тысяч тонн минтая и 11 тысяч тонн краба платит природную ренту около 200 миллионов рублей в год.
Наши предложения означают, что ООО «РРПК» должно будет платить в виде природной ренты свыше 2,2 миллиардов рублей в год, в том числе в бюджет Приморского края - свыше 1,6 миллиардов рублей.
Странно, но предложения о повышении природной ренты в рыбной отрасли за счёт кратного увеличения ставок сбора на крабов не были поддержаны Минфином России. По странному совпадению бывший заместитель директора департамента Минфина Сергей Карякин сейчас работает в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота.
Странное совпадение, не правда ли?
Вот кто тормозит повышение природной ренты в рыбной отрасли и препятствует увеличению налоговых поступлений в региональные бюджеты.