Лучшие практики: Norwegian Seafood Council
ФГБУ “Агроэкспорт” раскрывает секрет популярности норвежской рыбы вместе с председателем Рыбного союза Александром Паниным.
Норвегия — один из крупнейших экспортеров морепродуктов и рыбы в мире. В 2022 году страна поставила этой продукции за рубеж на сумму 15,1 млрд долл. США. Во многом таких результатов удалось достичь благодаря эффективной работе Норвежского совета по рыбной продукции, или NSC (англ. Norwegian Seafood Council), который занимается продвижением норвежских морепродуктов по всему миру уже более 30 лет.
Норвежский совет по рыбной продукции — это государственная организация, учрежденная Министерством торговли, промышленности и рыболовства Норвегии в 1991 году. Его работу полностью финансируют входящие в него компании —экспортеры морепродуктов. Штаб-квартира NSC находится в Тромсе. У совета также есть 12 зарубежных представительств: от США до Китая.
Совет занимается продвижением норвежских морепродуктов, используя торговый знак Seafood from Norway — это темно-синие или белые буквы в сочетании с красно-бело-синей полоской, которая символизирует флаг страны. По словам представителей Совета, бренд — воплощение качества норвежской продукции: морепродукты из чистых и прозрачных вод, их бережно выращивают, а при добыче используют современные технологии.
Второе направление работы — проведение исследований. Норвежский совет по рыбной продукции — главный отраслевой источник информации о норвежском рынке морепродуктов. На сайте NSC еженедельно обновляется информация о показателях экспорта, а также выкладываются статистические отчеты. Кроме того, эксперты Совета ежегодно составляют аналитические доклады, в которых указывают основные потребительские предпочтения.
Выстраивание коммуникаций и риск-менеджмент — еще одна сфера деятельности Норвежского совета по рыбной продукции. Этим занимается коммуникационный отдел NSC. Организация стремится не допустить снижения доли норвежских экспортеров на зарубежных рынках, особенно таких важных, как Польша, Дания, США, Франция и Нидерланды.
Совет проводит рекламные кампании о значимости потребления рыбы для здоровья человека, ведет большую образовательную работу. Активно использует медиаресурсы, например, представители Совета делятся в соцсетях простыми рецептами приготовления рыбы и морепродуктов, а также продуктов глубокой переработки из рыбы (heat-to-eat, ready-to-eat).
По мнению председателя Рыбного союза Александра Панина, к работе Норвежского совета по рыбной продукции стоит присмотреться отечественным экспортерам морепродуктов: «Мы внимательно смотрим на опыт разных стран. В 2019 году активно продвигалась идея создания международного бренда Russian Fish по аналогии с Seafood from Norway. Она заключалась в том, чтобы помочь нашим экспортерам закрепиться на развитых рынках стран, в первую очередь – европейских. Хотя проект пока не получил должного развития, он не потерял актуальности. Теперь с учетом санкционных ограничений необходимо менять вектор работы: смещать его на страны Азии, Африки, Ближнего Востока, Персидского полуострова, Латинской Америки».
Александр Панин считает, что, кроме создания общего бренда, нужно продвигать продукцию высокой степени переработки (филе, фарш и другая пищевая продукция с добавленной стоимостью, а также рыбная мука, рыбий жир): «Наше сырье (замороженная неразделенная или просто потрошенная рыба) высоко ликвидно на внешних рынках, поскольку является отличной сырьевой базой для развития береговой переработки. Продвигая на экспорт продукцию высокой степени переработки, мы выходим на высококонкурентные рынки, и здесь, безусловно, нужна консолидация усилий бизнеса и государства».
фото: fish_union