Министр рыбного хозяйства Камчатского края: «Надо искать разумный баланс между интересами различных групп пользователей»
Министр рыбного хозяйства Камчатского края Андрей Здетоветский провел первый прямой эфир на инстаграм-канале своего ведомства, в ходе которого ответил на вопросы камчатцев (теперь такие эфиры будут проходить раз в месяц). Представляем вам его печатную версию.
– Разработан ли алгоритм действий для рыбных компаний, которые привозят на Камчатку сезонных работников? Какие меры будут приняты, чтобы уменьшить риск ковидных вспышек?
– Наше министерство во взаимодействии с предприятиями, отраслевыми ассоциациями, Роспотребнадзором и министерством здравоохранения края проводит работу, направленную против таких рисков. Ожидаются два потока сезонников. Первый – это те, кто едет на замену морских экипажей, которая начинается в апреле (порядка 4–5 тысяч человек). Второй – те, кто будет трудиться на берегу в период лососевой путины (около 12 тысяч).
Все прибывающие сюда работники обязаны пройти входной и выходной контроль. Входной контроль будет включать в себя два теста: на наличие заболевания и на антитела. Если приезжий получит отрицательный результат по обоим тестам, то будет направлен на двухнедельную изоляцию, по итогам которой предусмотрено повторное тестирование.
Для предприятий привлечение на Камчатку уже вакцинированных работников – это самый действенный способ обезопасить свой коллектив. Вакцинация на территории Камчатки для прибывающих тоже возможна. Но организовать ее здесь будет более сложно, учитывая, что между прививками должно пройти три недели.
Вопрос об обязательном вакцинировании вахтовых и сезонных работников прорабатывается Роспотребнадзором. Но пока вакцинация является рекомендованной мерой, а не обязательной.
– Будет ли выделен дополнительный участок для рыбаков-любителей, проживающих в поселке Октябрьском? Там живут люди, которые всю сознательную жизнь связаны с косой. Они не занимаются браконьерством и не могут нанести значительного урона природе, как это делают промышленники, выбрасывая тонны рыбы на берег косы.
– Этому вопросу было посвящено выездное совещание, которое мы провели совместно с Северо-Восточным теруправлением Росрыболовства. Местные рыбаки-любители, с которыми мы общались, заинтересованы в создании такого участка в границах поселка, так как это одно из немногих доступных мест для любительского рыболовства. Однако в границах поселка нет достаточно большой акватории, свободной от участков промышленного лова. Закрыть или уменьшить участки рыбопромышленных компаний в интересах любительского рыболовства нельзя с точки зрения закона. Можно организовать небольшой участок между ставными неводами, которые используются предприятиями. Но такое решение устраивает не всех. Кто-то считает, что в этом случае рыбопромышленники будут пристально следить за действиями рыбаков-любителей и сообщать контролерам обо всех нарушениях, а это повысит градус социального напряжения на данной территории.
Кроме того, отклонено предложение открыть участок любительского рыболовства только для жителей п. Октябрьского. Законодательство не позволяет ограничивать права рыбаков-любителей из других районов Камчатки.
Обсуждение этого вопроса продолжается. Мы готовы рассмотреть любую инициативу, приемлемую юридически.
Если говорить о том, может ли любительское рыболовство нанести значительный урон природе, то давайте вспомним нулевые годы. По нашим данным, в тот период в режиме «любительско-браконьерского» лова на октябрьской косе добывалось более 2 тысяч тонн водных биоресурсов. Там есть желающие данную практику возобновить. Этот факт тоже надо учитывать, решая вопрос об открытии нового участка для организации любительского рыболовства.
– 3 апреля вступает в силу новый порядок подачи заявок о предоставлении водных биоресурсов для традиционного рыболовства. Почему ранее поданные заявки теперь считаются недействительными? Разве закон имеет обратную силу?
– Закон обратной силы не имеет. Но здесь иная ситуация. Проблема действительно есть. Новый вариант административного регламента содержит абсолютно новые нормы, которых не было в редакции, опубликованной 10 ноября 2020 года, что стало для нас неожиданностью. Причем это произошло уже в ходе заявочной кампании. Очевидно, что регламент принят с нарушением процедуры. Мы будем обращаться по данному поводу в министерство сельского хозяйства, так как это его нормативный акт.
Тем не менее регламент утвержден министерством юстиции и вступил в силу, его надо соблюдать. На сегодня уже подано порядка 500 заявок, которые были заполнены по старой форме. Это большое количество, но не критичное. Совместно с Северо-Восточным территориальным управлением Росрыболовства и муниципалитетами мы начали работу, чтобы привести поданные заявки в соответствие с требованиями нового регламента. Тем, кто уже подал заявку, будет предложено подать ее повторно по новой форме.
– Когда вы дадите команду об увеличении рыболовного участка для семей из числа КМНС на реке Аваче в Елизовском районе? Более 300 семей вынуждены стоять в очереди, чтобы выловить свои килограммы. Вы можете решить проблему росчерком пера.
– Такие проблемы не решаются росчерком пера. Вопросы, которые касаются вылова лососей, должны решаться в комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб. Такие решения принимаются на основании научных данных и рекомендаций. Отраслевая наука не поддержит увеличение антропогенной нагрузки на реки Авача и Паратунка, так как их лососевые запасы находятся в крайне депрессивном состоянии. Речь может идти только о снижении нагрузки. Дальнейшая эксплуатация этих запасов в текущем режиме приведет к полному прекращению рыболовства на данных реках в ближайшем будущем.
– Может ли сегодня представитель КМНС вести традиционное рыболовство в разных районах Камчатки?
– Очевидно, вопрос возник в связи с новым административным регламентом, а именно с требованием регистрации для физических лиц из числа КМНС и родовых общин: для физлиц – по месту жительства, для общин – по месту регистрации юридического лица. Это может повлечь определенные ограничения. Но четкого и окончательного понимания данного требования пока нет. Мы сейчас разбираемся с этими вопросами. Будем обращаться за разъяснениями в минсельхоз и Росрыболовство.
– Почему традиционное рыболовство приравнивают к промышленному?
– Эти два вида рыболовства сопоставимы и по орудиям лова (в традиционном рыболовстве используются сети, закидные невода), и по объемам добычи. Промысловая нагрузка в рамках традиционного рыболовства на Камчатке велика, поэтому требует соответствующих усилий по учету и контролю.
В прошлом году в Камчатском крае для традиционного рыболовства было выделено порядка 20 тысяч тонн водных биоресурсов, из них – более 8 тысяч тонн лосося. Есть регионы, где добывается в разы меньше в рамках всех видов рыболовства, включая промышленное.
– Будет ли нарезка новых рыболовных участков в Корякском округе для родовых общин КМНС?
– На сегодня то количество участков, которое закреплено в Корякском округе за родовыми общинами, полностью обеспечивает вылов выделяемых им объемов водных биоресурсов. Соответственно, создание новых участков – это вопрос выделения дополнительных объемов вылова. Если у вас есть предложения, на каких водоемах это можно сделать без ущерба их запасам, мы готовы их обсудить.
– Будет ли открыт традиционный лов для представителей КМНС в Вилючинске?
– Мы к этому стремимся, но Вилючинск – закрытое территориальное образование, здесь невозможно открыть лов без согласия военных властей. Мы обсуждали с ними этот вопрос по инициативе министерства территориального развития края. Была достигнута договоренность о том, что наши предложения будут приняты при соответствующем согласовании министерства обороны. Пока ответа от министерства обороны не поступило.
– Обеспечивается ли в крае приоритет доступа коренного населения к водным биоресурсам, как предусмотрено федеральным законодательством?
– Я уже сказал, какие объемы выделяются для традиционного рыболовства. Да, закон предусматривает приоритетность доступа коренных жителей к водным биоресурсам. Но при этом надо помнить, что водные биоресурсы являются базой для экономики всего региона, от которой зависит все его население. Поэтому надо искать разумный баланс между интересами различных групп пользователей, что мы и делаем.