Морских браконьеров лишают «удобных» флагов
Браконьерам, использующим для транспортировки незаконного улова суда под флагами Камбоджи или Сьерра-Леоне, будет теперь непросто промышлять в российских водах. Росрыболовство договорилось с Камбоджей и Сьерра-Леоне о совместной борьбе с нелегалами, использующими их флаги для промысла в исключительной экономической зоне нашей страны. Пномпень и Фритаун обещают не выдавать документы судам и лишать регистрации нарушителей закона.
Как рассказали «Известиям» в Росрыболовстве, в Пномпене (Королевство Камбоджа) завершился первый раунд российско-камбоджийских консультаций о мерах противодействия незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу. Российская делегация, в которую помимо представителей Росрыболовства входили сотрудники береговой охраны ФСБ, предоставила список из ста судов, которые занимаются незаконным промыслом в исключительной экономической зоне нашей страны под флагом Камбоджи. Что стало открытием для камбоджийцев - во флоте самого государства едва ли найдется столько судов.
В итоге обе страны договорились постоянно обмениваться информацией о судах под камбоджийским флагом, попавшихся на незаконной добыче в российской экономической зоне. Копии материалов будут направляться в Международный морской регистр королевства, а у недобросовестных рыбаков отзовут регистрации.
До этого руководитель Росрыболовства Андрей Крайний встретился с представителями еще одной страны, чьи флаги пользуются популярностью, - Сьерра-Леоне. Несмотря на то что соглашение с этой страной формально действует с 1976 года, многие браконьеры предпочитают покупать именно ее флаги. Но теперь Фритаун решил прекратить международную регистрацию иностранных рыболовных судов и отказаться от предоставления им права использовать свой национальный флаг.
Документы на судно с флагами Камбоджи и Сьерра-Леоне можно приобрести не только во многих российских портах, но и в Москве. Регистрационный пакет стоит $3-5 тыс. Некоторые особо экономные браконьеры не тратятся даже на полулегальное оформление, а просто ксерокопирует выданные ранее регистрации и вешают флаг за пару сотен рублей.
- Это одни из худших флагов среди «удобных», - говорит заведующий отделом международных связей Российского профсоюза рыбаков Вадим Иванов.
Кипр, Мальта, Либерия считаются самыми популярными флагами для торгового флота, а Камбоджа, Сьерра-Леоне, Белиз и Панама - для рыболовных. Суда под такими флагами не имеют права вести промысел в российских водах, но они используются для доставки незаконного улова в порты Юго-Восточной Азии, где сырье без особых бюрократических проволочек скупают местные переработчики. Чаще всего и российский траулер, выловивший краба или ежа, и камбоджийский транспортировщик принадлежат одному лицу.
- Они не платят налоги, зарплаты, отчисления в социальные фонды - убегают от требований законодательства, - объясняет Иванов. - И если Кипр и Мальта как-то зависят от требований Евросоюза, хотят объявить себя качественным флагом, то Камбоджа и Сьерра-Леоне не несут никакой ответственности.
Теперь Камбоджа и Сьерра-Леоне должны вносить все свои зарегистрированные траулеры в Международный морской реестр судов. Иностранным резидентам выдаваться флаги больше не будут. А Япония и Корея должны будут отказывать судам в сдаче товара. Хотя азиатские покупатели и раньше могли догадаться, что вряд ли камчатского краба привезли из исключительной экономзоны той же Сьерра-Леоне. Но покупателям выгодно брать нелегальный товар - он значительно дешевле, чем выловленный по всем законам.
Впрочем, для победы в борьбе с браконьерством соглашения с двумя странами мало - нелегальные рыбаки просто начнут использовать другие флаги, уверен Иванов. Государств, которые выдают «удобные» флаги, все еще остается много: остров Кука, Белиз, Тувалу, Бермуды, Гондурас и даже Грузия и Монголия.
В ближайших планах Росрыболовства теперь - совместно с ФСБ провести переговоры с Панамой и Белизом. Кроме того, как пояснил Александр Савельев, в течение месяца может быть подписан меморандум о борьбе с нелегальным промыслом между правительствами России и Канады.
По данным Федеральной таможенной службы, в 2010 году из России было вывезено в 2,5 раза больше морепродуктов, чем значилось в официальных декларациях. Причем, как летом заявлял полпред на Дальнем Востоке Виктор Ишаев, анализ данных экспорта ФТС и таможенной статистики Минфина Японии показал, что цифры не просто не совпадают, а катастрофически расходятся. Российская таможня утверждает, что в I квартале 2010 года было вывезено 7,4 тыс. т морепродукции, а по данным японцев, в их страну было ввезено из России 27 тыс. т. В 2007 году эти данные расходились в 5,3 раза, в 2008 году - в 5,1 раза, в 2009 году - в 2,6 раза. Из-за нелегального промысла государство теряет ежегодно порядка $1 млрд.
- Количество краба, вывезенного «подфлажниками» в страны тихоокеанского региона, несколько сократилось, но цифры все равно впечатляющие, - говорит глава Приморского территориального управления Александр Иванков. - Разговор идет о десятках тысяч тонн, прежде всего дорогих видов краба (стригун, опилио, камчатский).