Мурманская область — ключевой регион для развития Арктики
Мурманская область целиком находится за полярным кругом, однако несмотря на суровые условия и экономические санкции в отношении России, регион активно развивается и реализует новые инвестиционные и социальные проекты. О том, как предприятия области живут в новых условиях, как регион взаимодействует с соседними странами и что бы за полярным кругом показали президенту России, если он откликнется на предложение многодетной семьи приехать, в интервью рассказал губернатор Андрей Чибис на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).
— Самый первый вопрос, важный, по поводу нынешней геополитической ситуации, формирования новых экономических и логистических цепочек. Есть ли какие-то стратегические изменения в ваших социально-экономических планах в связи с этими событиями?
— Мы добились за последние три года достаточно серьезного запаса прочности. Несмотря на пандемию коронавируса, мы все меры приняли для того, чтобы экономика не пострадала. За три года рост инвестиций — 600 млрд рублей, 30% — это такой серьезный рост. Рост промышленного производства на 17%, валового регионального продукта (ВРП) — 16%.
Сейчас в условиях ограничений наши задачи — сохранить эту динамику, а также попытаться найти новые возможности. Первое, конечно, все, что касается логистического потенциала, — развитие Северного морского пути. Второй момент — это наша минерально-сырьевая база. Например, у нас 50% запасов лития в РФ, который до этого не был востребован, а сегодня в условиях ограничений появился высокий спрос. Сейчас мы делаем все, чтобы сохранить действующие производства. Для нас это задача-минимум, а задача целевая — это использовать эти ограничения как новые возможности для нашей области. И потенциально мы видим в этом очень серьезную перспективу.
— Какие направления бизнеса пострадали от западных санкций? Может быть, назовете конкретные предприятия, которые работают в вашем регионе?
— Какого-то глобального экономического удара нет. Понятно, что пострадали, наверное, те предприниматели, которые торговали иностранными брендами в торговых центрах. Это, если брать экономику, небольшой урон. Тем более что мы поддерживаем предпринимателей. Наш план по устойчивому развитию экономики региона содержит более 80 мероприятий, мы выделяем на них более 1 млрд рублей. Мы думали прежде всего о малом и среднем предпринимательстве. Мы понимали, что по ним придется удар. Но я вам скажу, что, слава богу, предприниматели выстояли. Ну а всем, кто торговал одеждой тех марок, которые сейчас не торгуют, можно заняться другим. Мы расширили региональную программу "Губернаторский стартап", количество грантов увеличили в два раза, есть малый и средний бизнес, даже по нему я не вижу, чтобы был нанесен уж какой-то такой более-менее даже ощутимый удар.
— То есть перечисления в бюджет не уменьшились?
— Нет, а по крупным предприятиям мы видим последние данные, увеличение и НДФЛ, и налога на прибыль. То есть сейчас все пока по плану.
— Наверное, у них какие-то возникли трудности с импортозамещением. Как они сейчас решают эти задачи?
— Я вам точно могу сказать, что мы эти задачи решаем и ни одно промышленное предприятие не остановило свою работу, несмотря на все нюансы и сложности. Я вам скажу, опять же без названий, но целый ряд компаний ведут себя очень достойно и прилично, несмотря на то что их страны ввели санкции. Они продолжают выполнять свои обязательства, оказывать сервис и так далее, а есть, конечно, страны, которые одномоментно отказались. Их место и нишу занимают уже другие, и все работает.
— Если говорить о международном сотрудничестве России, в частности Мурманской области, которое в свете текущей ситуации в мире если не исчезло совсем, то сильно сократилось. Мурманская область всегда тесно сотрудничала со своими соседями: Норвегией, Швецией, Финляндией. Например, российско-норвежская комиссия каждый год определяла квоты на вылов рыбы в Северном бассейне и Баренцевом море. Что сейчас происходит, не прекратили ли вы сотрудничество по этому направлению?
— Да, вы правы. Практика определения квот существует с 1975 года. Я очень надеюсь, что ничего здесь разрушено не будет, несмотря на определенные политические трения. Пока эта система работает, она не разрушена, и, учитывая, что у нас исторически все-таки очень добрососедские отношения, я убежден, что политики в Норвегии переболеют этим и все будет дальше нормально работать. Потому что сохранение природы, адекватная работа с биоресурсами, совместные расчеты и работа этой комиссии — это все-таки важно и для экономики, и для продовольственной безопасности, и для экологии.
— По поводу судоремонтных мощностей ваш заместитель Ольга Кузнецова говорила, что у этого направления в Мурманской области огромный потенциал. Пожалуйста, поделитесь, где что и как планируется ремонтировать? Может быть, вы назовете сроки, когда первое судно придет на ремонт в Мурманск?
— Ремонт судов, это важно понимать, в Мурманской области и сейчас осуществляется. В основном сейчас мы ремонтируем суда для Военно-морского флота РФ. Задача — развернуть активный и качественный гражданский судоремонт. И опять же те ограничения, о которых мы сегодня с вами говорим, повысили спрос на это. До этого проще было рыбакам уходить в Норвегию, там ремонтироваться и прочее. Сейчас опять Мурманск является точкой притяжения для судоремонта. Помимо ГТЛК у нас есть предварительные проработки с рядом других крупных инвесторов, которые работают на территории, это и компания "Антей", и компания "Норебо", готовые технологически и инвестиционно заняться судоремонтом на нашем берегу. Для этого прорабатывается возможность выделения соответствующих территорий для строительства этих мощностей. И сейчас было бы необоснованным называть сроки, когда зайдет первое судно. Мы с федеральным правительством обсуждаем как раз дополнительные меры. Это обнуление НДС, нас поддерживает и Минпромторг, и Миндальвосток и Арктики по этому поводу. И второй момент — это тема незаходных судов, по этому поводу тоже соответствующее решение, когда незаходные суда должны были платить НДС и таможенные пошлины, они будут заходить к нам для соответствующего судоремонта.
— Недавно семья Халитовых из Мурманска получила государственную награду — орден "Родительская слава". И при общении по видеосвязи с президентом России Владимиром Путиным глава семейства пригласил президента приехать на пенсии в Мурманскую область. И тот сказал, что, возможно, получится даже раньше. Если президент приедет, какую бы вы для него культурную программу организовали?
— Конечно, я бы президента, естественно, позвал на нашу уникальную трофейную рыбалку. Это стада дикого лосося. Это крабовое сафари. А мы в прошлом году добились, что на пяти участках Баренцева моря у нас легальный лов краба также по путевке.
— Наверное, большим спросом пользуется?
— Да, очень высоким спросом пользуется. Поэтому, конечно, трофейная рыбалка. А еще у нас уникальная природа. Огромное количество красивых мест. Более 120 тыс. рек и озер с чистейшей водой.