На Дальнем Востоке рыбный бизнес опасается вкладываться в развитие
Конструктивного продвижения в развитии рыбного хозяйства России пока не происходит. Причиной сдержанных инвестиций в отрасль, по общему мнению участников рынка, являются выросшие за последние годы административные барьеры и инфраструктурные проблемы. Другими словами, ответственность за состояние дел в отрасли возлагается на чиновников. Об этом сообщает dvkapital.ru.
В последние годы рыбаки увеличили вылов на четверть и довели его до 4,3 млн тонн. В силу своих финансовых возможностей отраслевики модернизировали флот и береговые перерабатывающие мощности, считает президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Александр ФОМИН. Но полученные в последнее время сигналы о возможном изменении правил игры после 2018 года уже привели к снижению инвестиций в основной капитал на 23%.
Тонкости распределения
Судя по всему, уже в ближайшем будущем принцип распределения квот на вылов водных биоресурсов претерпит изменения. Правительство по-прежнему настаивает на том, чтобы часть квот увязать со строительством флота (принцип «квоты под киль»), остальные - распределять по «историческому принципу» на 20 лет и более. Об этом, в частности, говорилось на совещании о социально-экономическом развитии Архангельской области 9 июня, которое провел президент России Владимир ПУТИН.
- В кризисный период государство будет использовать все средства как для пополнения бюджета, так и для проведения политики ускоренного перехода к максимально возможным самообеспечению и самозанятости страны, - считает один из экспертов рынка генеральный директор компании Engineering & Development Company Антон СУХОРУКИХ.
Речь идет не только об изменении стоимости квот, но и об обременении квотодержателей связанными обязательствами. Многолетний опыт проведения Роснедрами аукционов на право получения лицензий на участки недр в правительстве решено распространить и на водные биоресурсы. 4-5 июня 2014 года Росрыболовство провело аукцион по продаже 66 лотов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне с общей начальной ценой 31,5 млн рублей. По его итогам стоимость ресурсов выросла в 15 раз - до 475,3 млн. «Рыбные квоты как актив представляют интерес не только для рыбаков, но и для представителей других, гораздо более капитализированных бизнесов, поэтому данный итог, очевидно, далеко не предел», - считает Сухоруких.
Что касается принципа «квот под киль», то его ввод, по мнению экспертного сообщества, скорее всего, будет поэтапным и согласованным с состоянием и развитием российского судостроения, и на начальном этапе, вероятно, будет совмещен с историческим. Причем эксперты не уверены, что исторический принцип все 15 или 20 лет будет таким же, как сегодня. С высокой вероятностью в отрасли будут вводиться и другие обременения, как, например, ограничения на экспорт сырья низкой степени переработки, вплоть до запрета в перспективе, или норматив по 95%-му использованию добытого сырья.
- В последнее время у нас много предложений по изменению системы распределения промысловых лимитов, - говорит председатель совета директоров Преображенской базы тралового флота Сергей САКСИН в интервью Fishnens. - К этому вопросу нельзя подходить однобоко. Есть немало предприятий, строивших свой бизнес с небольшого участка или небольшой бригады. Они год от года вкладывали деньги в модернизацию производства, закупали оборудование. Брали инвестиционные кредиты, строили заводы. И что, теперь сказать тем, кто развивал производство: «Извините, ребята, нашелся человек, который предложил большую сумму»? «Длинные» квоты позволяют говорить о стабильности.
Практически о том же говорит и президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Дмитрий МАТВЕЕВ: «Рыбаку нужна уверенность в завтрашнем дне, он должен знать, что в течение многих лет сможет продолжать работу, а если компании дали квоты на пять лет, она не будет развивать производство».
Граница на замке
Проблемой рыбодобывающих предприятий остается принцип пересечения 12-мильной зоны, следствием чего является нарастающий шлейф штрафных санкций, не стимулирующих инвестиционную активность. По мнению экспертов, рыбаки практически в массовом порядке штрафуются за нарушение правил пересечения границы. Закон предусматривает получение разрешения на каждое пересечение госграницы, тогда как транспортники только за один рейс из одного российского порта в другой бывают вынуждены пересекать границу несколько раз. В частности, это создает проблемы у судов-переработчиков при приемке лосося, которые должны выходить за 12-мильную зону для сброса льяльных вод.
- Упрощенный порядок предусмотрен для паромов, теплоходов, курсирующих по маршруту «Холмск - Ванино» или «Корсаков - Южные Курилы», - говорит президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина. - Для судов, осуществляющих рыболовство, тоже нужно предусмотреть уведомительный порядок пересечения границы вместо разрешительного.
В соответствии с поручениями премьер-министра Дмитрия МЕДВЕДЕВА, данными 23 апреля в Магадане на совещании по перспективам развития рыбной отрасли, ФСБ России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 2 июля 2014 года должно было предоставить соответствующие проекты в правительство РФ. Но вопрос, похоже, увяз в коридорах власти.
- Мореплавание от берегов России по всем морям и нейтральным водам для судов под флагом РФ должно быть свободным. Никаких уведомлений ни для кого не надо, - считает руководитель ООО «ВИРТУС» Виктор КАРПОВ. - Судно под флагом РФ должно быть оформлено пограничными и таможенными властями только тогда, когда намерено пересечь не свою, а чужую 12-мильную зону. Кстати, отмена такого оформления лишит нерадивых капитанов права заходить в иностранные порты, например, для продажи рыбы за наличный расчет. Неоформленное судно в иностранный порт не пустят.
Власти не хотят понять и принять тот факт, что за морской границей еще на 188 миль простираются воды исключительной экономической зоны России. Пересечение морской границы российским судном в любом направлении - это работа в своих исконных владениях. Даже выйдя за пределы 200-мильной зоны, судно попадет в нейтральные воды, но не за границу, считает эксперт.
Досье «Дальневосточного капитала»: Только в 2013 году Пограничным управлением ФСБ России по Камчатскому краю из общего числа административных дел было рассмотрено 343 по статье «Нарушение режима государственной границы РФ», по которым было наложено штрафов на сумму свыше 55 млн рублей.
Приказано «не заходить»
Отпугивающим фактором для потенциальных инвесторов эксперты считают условия, созданные для захода судов в российские порты. «Если не делать шагов к тому, чтобы судовладельцам стало выгодно вести обслуживание своего флота в российских портах, то о каком развитии можно говорить?» - задается вопросом председатель совета директоров Преображенской базы тралового флота Сергей Саксин.
Проблема так называемых «незаходных» судов приобрела уже политический характер, считает эксперт. Ее суть в необходимости уплаты НДС и таможенной пошлины в размере 18% и 5% соответственно от стоимости судна, построенного или прошедшего модернизацию за рубежом. В случае с судном «Генерал Трошев», принадлежащим ПБТФ, стоимость строительства которого оценивается в $40 млн, указанные сборы составляют $9,2 млн.
- Даже для нашей компании это очень серьезная сумма, - говорит Саксин. - Нам просто невыгодно максимально эффективно использовать судно. Если в Приморье эта проблема мало кого кроме нас волнует, то на Северном бассейне, в Мурманской области она выглядит по-другому. В соседней Норвегии уже отстроена инфраструктура, ориентированная на российские «незаходные» суда. И все деньги, которые могли бы идти в Россию, идут в соседнее государство.
Вопрос о «незаходных» судах нужно решать в комплексе. На сегодняшний день Россия не может конкурировать со странами Юго-Восточной Азии в плане развития судоверфей. У нас банально не хватает производства, поэтому прибегать здесь к палочной системе бессмысленно. Мы считаем, что, только рассмотрев эту проблему с разных сторон, оценив возможности береговой инфраструктуры, и возможности судостроя в России, и задачи, поставленные перед отраслью, можно решить вопрос о «незаходных» судах, - считает Сергей Саксин.
Барьеры внутреннего рынка
Подготовка правительственных предложений по совершенствованию механизма определения и закрепления за пользователями долей квот связывается не только со строительством рыбодобывающих судов, но и береговых перерабатывающих мощностей.
- А каким образом это понимать? - задается вопросом президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Дмитрий Матвеев. - Допустим, у рыбопромышленника есть налаженное производство, он занимается промыслом, выпускает мороженую рыбу, из отходов - рыбную муку. А ему скажут: «Делай копченую продукцию». Но ведь здесь условия диктует рынок. Если предприятие нормально функционирует, создает рабочие места, выплачивает налоги, пусть оно работает как работает, не нужно ему ничего навязывать. Спрос диктует, какая продукция необходима населению и в каком количестве.
- Министерству сельского хозяйства необходимо пойти на диалог с рыбаками, возможно, стимулировать продажу продукции из российской рыбы на внутреннем рынке, используя механизмы госзакупок, - продолжает Дмитрий Матвеев.
Это мнение поддерживает и депутат Государственной Думы РФ от Сахалинской области, член комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Георгий КАРЛОВ.
- У нас огромный пласт потребителей, - говорит он. - Я имею в виду государственные структуры, начиная от детских садов, школ, средних специальных учебных заведений, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Федерации, вузов, учреждений МЧС, ФСИН, Минобороны, - это миллионы людей. Если мы сможем добиться государственного заказа на закупки рыбы и других видов водных биоресурсов для этих категорий населения, это будет серьезный сдвиг для нашего рынка и сигнал, что государство действительно заинтересовано в том, чтобы наши рыбаки везли свою продукцию в центральные регионы страны.
Сегодня на внутреннем рынке предложение рыбы недостаточное, и потребности перекрываются за счет импорта. Но в результате мы получаем ситуацию, когда высококачественная продукция отечественного рыболовства поступает за рубеж, а взамен импортируется порядка миллиона тонн неизвестно где выловленной и чем откормленной рыбы - тилапии, пангасиуса, семги и других сомнительных видов. Когда на внутреннем рынке появится адекватное предложение отечественной рыбы, логично ждать определенного снижения цен. А если контролирующие структуры, прежде всего это касается ветеринаров и пограничников, уберут свои «шлагбаумы», которые влекут за собой увеличение себестоимости рыбопродукции, она станет еще доступнее для населения.
- На сегодняшний день наша главная просьба к государству - не мешайте рыбаку работать, - говорит Дмитрий Матвеев. - Уже не раз поднимался вопрос о том, сколько у нас контрольно-надзорных органов, выписывающих штрафы. А нас призывают: «Дайте доступную рыбу!» Кто считал, во сколько обходятся лабораторные исследования, простой судов, доставка на холодильники и все остальное, что связано с ветеринарным оформлением? В этих условиях проще везти рыбу за границу. Нужно устранить барьеры в сфере ветеринарного контроля, убрать тотальные лабораторные проверки рыбопродукции.