Насос Леонардо да Винчи
Почему насос Леонардо да Винчи не вызывает интереса инвесторов?
Более года назад мы опубликовали статью о насосе Zero Gravity Pump от компании 0GCS AS — технологии, которая, по мнению изобретателя Кнута Хра Бринча, может произвести революцию в наземном рыбоводстве, используя значительно меньше энергии, чем традиционные насосы. Тем не менее, инвесторов это не убедило.
По словам Кнута Бринча, насос потенциально может использовать только 10% энергии, необходимой обычному насосу для подъема воды, в зависимости от таких факторов, как высота, объем и скорость.
Расчет
Чтобы проиллюстрировать экономию энергии, Бринч провел расчет, который рассчитывает, сколько энергии потребуется для перекачки 1000 тонн воды в час на расстояние до 10 метров с помощью насоса с КПД 80%.
Формула потенциальной энергии:
E = mgh, где E — энергия в джоулях (Дж), m — масса в килограммах (кг), g — ускорение свободного падения (9,81 м/с²), а h — высота в метрах (м).
Энергия, необходимая для перекачки 1000 тонн воды на высоту десяти метров, оценивается в 98,1 мегаджоуля. Это соответствует 27,25 киловатт-часов (кВтч).
Для насосов с КПД 80% годовое потребление энергии составляет: E = 27,25/0,80 = 34,06 кВтч × 8,760 часов = 298,365 кВтч в год.
90% экономия энергии
Бринч утверждает, что в оптимальных условиях его запатентованному насосу необходимо использовать только 10% энергии, которую использует стандартный насос, используя энергию стекающей вниз воды для перекачивания новой воды вверх.
Этот насос должен снизить потребление энергии на 90 процентов.
- Я считаю, что сокращение потребления энергии на 90% для перемещения, в данном случае, 1000 тонн воды на высоту 10 метров и при этом достижения той же производительности, является очень революционным. Такая экономия представляет собой значительный прорыв в области энергоэффективности, что, в свою очередь, сможет обеспечить огромное снижение затрат и положительный экологический эффект.
Где инвесторы?
Несмотря на потенциал, инвесторы были сдержанны. По мнению Бринч, это должно было привлечь внимание инвесторов.
- Предположим, что изобретение экономит 90% из 298,365 кВтч, и посчитаем экономию клиента за 4 года с 5-кратным коэффициентом прибыли. Тогда нам не нужно продавать более 1862 насосов, чтобы получить оценку патента в 10 миллиардов норвежских крон.
Бринч озадачен отсутствием интереса:
- Учитывая экономию энергии, которую обеспечивают эти насосы, не будет необоснованным предположить, что можно продать несколько тысяч насосов, что, в свою очередь, должно было вызвать интерес среди инвесторов, - говорит он.
Мечта Леонардо да Винчи осуществилась?
История насоса невесомости также имеет интересное историческое измерение. На сайте Музея Галилея есть оригинальный рисунок из «Атлантического кодекса» Леонардо да Винчи, на котором изображен механический водяной насос с автономным приводом. В музее также создали анимацию насоса. Насос да Винчи использует энергию стекающей вниз воды для перекачивания воды вверх. Это тот же принцип, который используется в насосе невесомости.
Посмотреть анимацию насоса Леонардо да Винчи можно здесь (см. ссылку внизу )
Бринч комментирует соединение:
- Разница в том, что сегодняшние технологии на 600 лет опережают то, что было в распоряжении Леонардо. В свое время он полагался на ручную работу с ковшами – ограничение, которого сегодня не существует.
Поиск поддержки
Несмотря на веру в свой проект, Бринч изо всех сил пытается получить поддержку инвесторов.
- В инновационной экосистеме Норвегии изобретатели часто сталкиваются с вопросом: «Вы разговаривали с Innovation Норвегия?» - тонкий способ сказать: «Нас не интересует риск».
На вопрос, почему он не пытается использовать государственное финансирование, Бринч отвечает:
- Для любого, кто серьезно относится к своим правам на интеллектуальную собственность, государственное финансирование может ощущаться как рыть себе могилу блестящей лопатой с надписью «правительственная поддержка».
- Ирония в том, что именно нарушая правила, предприниматели создают революционные инновации. Но им все еще трудно обеспечить инвестиции, поскольку ожидается, что они будут следовать правилам. Как однажды сказал сэр Дуглас Бэйдер: «Правила предназначены для руководства мудрыми людьми и послушания дураков», — добавляет он.
Засуха в патентном мире
По поводу проблем с поиском поддержки Бринч обратился к нескольким крупнейшим патентным ведомствам Норвегии. Он говорит, что, согласно отзывам, перспективы получения поддержки очень плохие, и сейчас это можно охарактеризовать как пустыню для патентного финансирования.
- Это не отражает заявлений политиков о том, что в норвежской промышленности дела идут гладко, - говорит он.
По мнению Бринч, норвежская собственность на технологии напрямую связана с патентами изобретателей и их частной собственностью.
- Если право собственности не защищено патентами, Норвегия окажется в проигрыше в сфере инноваций и технологий. Тогда всем изобретателям придется искать иностранных инвесторов, которые также неохотно вкладывают деньги в Норвегию из-за проблем с налогообложением активов, считает Бринч.
По мнению Бринч, норвежская собственность на технологии напрямую связана с патентами изобретателей и их частной собственностью. Если право собственности не защищено патентами, Норвегия проиграет в инновационной и технологической индустрии.
Мнение Патентного ведомства
Элизабет Ом — юрист и руководитель патентного отдела патентной компании Acapo (ранее Патентное ведомство Бергена). Там она отвечает за патентных консультантов и работу, связанную с патентами.
Она не хочет ничего говорить конкретно о насосе невесомости, но подтверждает, что на данный момент есть общие сложности с инвестиционным интересом, связанным не только с запатентованными идеями.
- Проблема в инвестициях в компании вообще в Норвегии. Это связано с готовностью к риску, но, конечно, имеет и обратную сторону того, насколько хорошо вы можете рассказать о своем техническом изобретении/техническом решении как компания. Если вы не получаете инвестиций в компанию, то затраты на обеспечение нематериальных активов, таких как патенты, в компаниях также сложны, потому что это дорого. «Если вы не закрепили права на свое техническое решение, трудно найти инвесторов, которые могли бы продвигать компанию и технические разработки, а также дополнительные патенты», — говорит она.
- Это, в свою очередь, повысит стоимость компании и создаст благодатную почву для большего числа инвесторов. Так что можно говорить о порочном круге или, по крайней мере, о круге, добавляет она.
Она считает, что это связано с несколькими факторами.
- Я думаю, что в Норвегии и среди политиков частично отсутствует понимание того, что нельзя просто заниматься инновациями, оторванными от правового аспекта. Последние четыре года говорят только об «инновациях, инновациях, инновациях» - и на этом все заканчивается, считает она.
Ом отмечает, что Норвегия слишком долго была поставщиком сырья.
- Не было понимания, как стимулировать разработку технических решений и обеспечивать их дальнейшее совершенствование. Таким образом, вы можете стать независимыми от сырья, например нефти и газа, и иметь компании, которые растут и могут обеспечить рабочие места и налоговые поступления в Норвегию. Однако наши соседи Швеция и Дания сделали это, говорит она.
- Тогда легче найти иностранных инвесторов?
- Я не думаю, что найти иностранных инвесторов легче. Они первыми спрашивают, как вы добились своего технического решения. Если у вас нет ничего письменного о том, что вы являетесь источником, и что вы имеете право продвигать это дальше, что никто другой не может воспользоваться вашим решением, и что это собственность компании, то интереса из-за границы инвестировать тоже нет, - говорит патентный юрист.
Элизабет Ом описывает последствия нынешней ситуации для развития норвежского бизнеса:
- Мы теряем возможности стать независимыми от сырья, которое характеризовало Норвегию, и мы теряем опыт, рабочую силу, рабочие места, налоговые поступления и так далее. По ее словам, все условия, которые обеспечат безопасность AS Norge в будущем, будут неопределенными.
Осуществление 600-летней мечты
Бринч остается таким же оптимистичным.
- Связь нашего запатентованного насоса с видением Леонардо да Винчи придает ему исторический вес, который должен вызывать как любопытство, так и энтузиазм. Если инвесторы смогут преодолеть риски, связанные с инновациями на ранних стадиях, они смогут помочь реализовать мечту, которая впервые возникла более 600 лет назад, считает он.
В качестве последнего варианта он рассматривает возможность передачи патента китайской компании за гонорар, поскольку Китай имеет крупнейший в мире рынок аквакультуры.
- Если я буду владеть 5% роялти от насоса, произведенного для крупнейшего в мире рынка аквакультуры в Китае, я стану невероятно богатым, - говорит он.
В то же время Бринч рассматривает такую продажу как удар по норвежским политикам, которые предпочитают инвестировать в оборотный капитал, а не в инновации и владение запатентованными технологиями.
Остается ли это изобретение сноской в истории или станет следующим крупным прорывом, еще неизвестно. Первый шаг — найти того, кто осмелится рискнуть, пишет landbasedaq.no.