Название не по зубам: как клыкач обрёл своё имя
В конце 1970-х гг. американский торговец морепродуктами Ли Ланц решил провести ребрендинг патагонского клыкача, которого начали активно вылавливать с развитием ярусного лова. Он искал новые виды рыбы для продажи, а клыкач обладал именно теми качествами, которые особенно ценились на рынке: маслянистое белое мясо, ненавязчивый рыбный вкус и простота в приготовлении. Мясо клыкача по текстуре и вкусу было похоже одновременно на атлантическую треску, тунца и камбалу. Однако покупателя могло оттолкнуть его название и неказистый внешний вид.
Даже у окуня бывают клыки
Тогда клыкач и получил своё новое торговое название: чилийский морской окунь. Ли Ланц не знал, что чилийцы уже называли его глубоководной треской, и решил отнести его к окуням, которые были хорошо знакомы потребителям на внутреннем рынке. Однако он не сразу завоевал популярность среди покупателей.
Переломный момент в судьбе чилийского деликатеса наступил, когда на него обратили внимание шеф-повара, среди которых был и известный Рик Мунен. В 1980-х гг. рестораны начали закупать окуня и заменять им дорогостоящего палтуса и даже чёрную треску. Редкое экзотическое название помогло заинтересовать потребителя и повысить его ценность, поэтому уже в 1990-х «чилийского окуня» можно было увидеть в меню высококлассных ресторанов Four Seasons. Блюдо из чилийского морского окуня можно даже мельком увидеть в фильме «Парк Юрского периода». А в 2001 году журнал Bon Appetit Magazine назвал его «Блюдом года».
Высокий спрос на рыбу спровоцировал рост ННН-промысла. Клыкач – это медленно растущая рыба, поэтому её популяция не успевала восстанавливаться и значительно сократилась к 1990-м гг. Для её сохранения была учреждена Коалиция законных операторов промысла клыкача (COLTO) из 12 стран, которая взяла на себя обязанности решить проблему незаконного вылова. С 2010 гг. промысел этой рыбы стал подвергаться сертифицированию MSC.
А у нас?
Самый известный пример ребрендинга на нашем рынке - это конечно «сельдь иваси». Отчасти вследствие дефицита обычной сельди, отчасти благодаря большим объёмам добычи сардины иваси, в 20-е годы прошлого века Министерство рыбного хозяйства создало один из первых советских брендов. Новую «сельдь иваси» активно продвигали и даже снимали рекламу.
Всего несколько лет назад популяция вернулась в привычные нашим рыбакам широты, а мастерам добычи удалось восстановить советскую технологию промысла. Стоит заметить, что сегодня для продвижения продукции из сардины иваси уже не приходится использовать других названий.
Источник: seafoodexporussia