Некоторые особенности проектирования малых рыболовных судов
Мы совершенно справедливо гордимся крупными траулерами-процессорами, насыщенными сложным специализированным оборудованием и рыбоперерабатывающими фабриками. В данной статье автор поделился некоторым опытом и сложностями возникающими в сегменте малых рыболовных судов.
Промысловая тематика SeaTech началась в конце 90-х годов работой с норвежскими и польскими корабелами. Используясь САПР "К3-ship" и "Sea Solution", КБ разрабатывало рабочую и плазовою документацию на строительство рыболовных судов. Работа над РКД предполагает получение значительного объема технической информации, позволяет изучить и понять особенности проектирования рыболовных судов за рубежом. На базе полученных знаний спроектирован малый рефрижераторный траулер "Вымпел" (проект Т30В, Верфи братьев Нобель) и эскизный проект траулера Т40В (ПДСП ООО "Адомат", строится).
Анализ запросов с сайта российско-норвежской компании "Си Тех"* показывает, что постоянным спросом пользуется проект MRT19 – малого рыболовного траулера для прибрежного лова. Проект MRT19 – это результат развития построенного в 2001 траулера MPT-K на АО "Чкаловская судоверфь" (Нижегородская область).
MPT-K – это 15-ти метровое судно с классом РМР судно задумалось как альтернатива малым промысловым ботам типа БМП (бот малый промысловый). За рубежом подобные малые суда имеют упрощенную сертификацию. Присвоение класса Регистра несомненно отразилось на увеличении цены траулера. Сложность в проектировании малого судна заключалась в том, что оборудование практически отсутствовало. Для проекта MPT-K было создано следующее оборудование: якорная лебедка, рулевая машина с ручным приводом, траловая лебедка, коммутатор СОФ, пожарная и авральная сигнализация, АПС, КСУ ТС. Все оборудование было принято Регистром в ходе швартовных и ходовых испытаний. При создании судна пришлось преодолеть традиционные сложности при работе над маломерным судном, а именно: обеспечить простоту и технологичность, разработать эквивалентные замены в силу отсутствия адекватных правил, решить проблему стесненности из-за малых размеров и пр.
Весной 2002 года траулер MPT-K вышел в первые промысловые рейсы в Черном море. Во время испытаний судно базировалось в Геленджике. Здесь и удалось сравнить MPT-K с др судами, выслушать мнения рыбаков о том, что действительно требуется для эффективного и безопасного прибрежного промысла. Несмотря на размеры MRT-K мог работать в любую погоду, в частности в условиях ограничения видимости и при этом наблюдать рыбу и трал, благодаря безкабельному зонду, сопряженному с промысловым эхолотом.
Прошло двадцать лет. Сегодня, руководствуясь "Правилами классификации и постройки малых морских промысловых судов", повторить такое судно невозможно. В результате судовладельцы вынуждены искать пути строительства судов без надзора Регистра. Завершая статью хочу еще раз подчеркнуть:
1. Создание малых рыболовных судов не менее сложная задача, чем средних и крупных
2. Назрела задача расширения района плавания малых промысловых судов с классом РС, чтобы сделать труд наших рыбаков таким же конкурентоспособным, как и их коллег с Аляски, Норвегии или Японии.
* Компания "Си Тех" ("Sea Tech") основана в Нижнем Новгороде 1-го июля 1998 (рег. № 987-P) как российско-норвежское предприятие. Целью создания компании являлось оказание услуг в области судостроения и разработки качественного программного обеспечения для решения различных судостроительных задач.