Непрозрачный рынок поставок норвежской рыбы в Россию исправит система сквозной сертификации
Россельхознадзор и Государственная служба по надзору за растениями, рыбой, животными и пищевыми продуктами Норвегии (Mattilsynet) 25 апреля проведут в Брюсселе внеочередные переговоры об обеспечении безопасности поставляемой рыбной продукции из Норвегии в Россию. Эту встречу будут отличать две особенности. Во-первых, она будет посвящена завершению аудита норвежской системы ветеринарного контроля со стороны Россельхознадзора. Во-вторых, в подобном мероприятии будут впервые участвовать эксперты отраслевых союзов и ассоциаций из России и Норвегии, чье мнение будет отражено в итоговой резолюции. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на заявление «Рыбного союза» о необходимости принятия неотложных мер, направленных на обеспечение безопасности норвежской рыбы, поставляемой в Россию.
Переговоры пройдут в непростое, как для норвежской, так и для российской стороны, время. Действующая система контроля над безопасностью поставляемой норвежской рыбы в Россию показала себя недееспособной, о чем, не скрывая, говорят представители надзорных органов и рыбного бизнеса. Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил, что у его ведомства имеется много претензий к норвежской продукции, поэтому России, возможно, придется ввести ограничения на импорт охлажденной рыбы из этой страны.
Понятно, что любые ограничения на импортные поставки ведут к простою перерабатывающих мощностей, росту цен, дефициту. Но на конкурентном рынке все эти негативные последствия сглаживаются, а на неконкурентном – только усиливаются.
По мнению «Рыбного союза», сегодня можно говорить о «мине замедленного действия», заложенной еще в 2006 году, когда Россельхознадзор впервые запретил поставки охлажденной рыбы из Норвегии. Спустя несколько месяцев были «открыты» всего две фабрики - «Пан Фиш» и «Марин Харвест», которые на протяжении полугода монопольно поставляли охлажденную рыбу, пользующуюся наибольшим спросом на рынке, только одному российскому импортеру – ЗАО «Русская рыбная компания». В конце года были «открыты» еще шесть фабрик, поставки из которых пошли еще трем «избранным» импортерам. Все эти импортеры были объединены в Ассоциацию производственных и торговых предприятий рыбного рынка, которая с 2006 до 2011 года вела активную работу с Россельхознадзором и норвежскими экспортерами для того, чтобы наладить контроль над безопасностью продукции. Очень жаль, считает «Рыбный Союз», что время для развития отрасли было потеряно. В результате на долгие годы был сформирован абсолютно непрозрачный рынок поставок норвежской рыбы в Россию. Без понимания всеми игроками механизма «открытия» или «закрытия» иностранных поставщиков, прописанных в регламентах, принятых в соответствии с требованиями, установленными Комиссией Таможенного союза, рынок обречен на стагнацию.
Очевидно, что в случае нарушения требований по безопасности, Россельхознадзор обязан принимать ограничительные меры в отношении поставщиков импортной поднадзорной продукции. Но в том случае, когда запретительная политика носит непрозрачный и не прогнозируемый характер, контроль за безопасностью поставок не вызывает доверия у представителей бизнеса, при этом рынок подхватывает новую «болезнь» - монополизм. Заметим, что руководители отечественных перерабатывающих предприятий, как никто другие, озабочены безопасностью импортной продукции, т.к. единственные несут прямую ответственность за ущерб, причиненный здоровью потребителей.
По мнению «Рыбного союза» надзорные мероприятия, направленные на повышение безопасности и меры, направленные на обеспечение конкуренции не могут подменяться друг другом. Система контроля безопасности поднадзорной продукции, основанная на требовании подтверждения контрактов (не имеющая аналогов ни в одной другой отрасли) фактически привела к олигополии на рынке норвежского лосося и не знанию норвежскими производителями предъявляемых Российской Федерацией требований к безопасности поставляемой продукции. Все это грозит коллапсом на рыбном рынке. Неудивительно, что его участники опасаются повторения ситуации 2006 года.
Что предлагает «Рыбный союз»? Механизм поставок импортной, в т.ч. норвежской рыбы, основанный на принципе сквозной сертификации. Такая система позволит обеспечить Россельхознадзор целым комплексом информации: данными о первых этапах выращивания малька, составом кормов, компонентами лекарственных средств, применявшимися при лечении рыбы, местом расположения фермы по выращиванию рыбы и результатами промежуточных анализов. Заметим, что механизм сквозной сертификации уже используется норвежскими производителями при поставках в Америку и Европу.
Кроме того, система сквозной сертификации повысила бы доверие к норвежской продукции не только у российского надзорного органа, но и у конечных покупателей.
Не секрет, что сегодня у иностранных поставщиков утрачено доверие к результатам исследований российских лабораторий. Исправить ситуацию можно с помощью проведения арбитражных исследований и сличительных испытаний в референтных лабораториях. Это позволит владельцам продукции убедиться в объективности проводимых исследований. В свою очередь Россельхознадзор мог бы направлять зарубежным производителям информацию по всем проведенным исследованиям, а не только в случае выявления положительных проб. Система сбора и обобщения результатов анализов всех исследований позволила бы сформировать рейтинг надежности зарубежных поставщиков, исходя из которого, российские импортеры оценивали бы свои возможные риски при выборе поставщика поднадзорной продукции.
В качестве альтернативной меры введению ограничений на поставку охлажденной рыбы из Норвегии, «Рыбный союз» предлагает представителям норвежского бизнеса самостоятельно проводить лабораторные исследования каждой десятой партии экспортируемой продукции, результаты которых направлять в Россельхознадзор. В этом случае аналогичную меру готовы предпринять и компании-импортеры, входящие в «Рыбный союз». Таким образом, под «частный» мониторинг подпадала бы каждая пятая партия рыбной продукции, поставляемая в Россию, что позволило бы сформировать статистическую базу, необходимую Россельхознадзору для оценки рисков. Подобная практика должна быть временной, пока не будут устранены все имеющиеся противоречия.
Для того, чтобы ускорить процесс обмена информацией, ветеринарные сертификаты необходимо перевести в электронный вид. Это приведет к экономии средств и времени, как для бизнеса, так и для надзорных органов. Одновременно это позволит повысить надежность и эффективность системы контроля. В целом, такой механизм соответствует современному уровню развития коммуникаций. База для него уже имеется – это разработанные Россельхознадзором автоматизированные системы «Аргус» и «Веста».
По мнению «Рыбного Союза», предложенная концепция, направленная на построение цивилизованного конкурентного рынка норвежской рыбной продукции, будет способствовать повышению контроля ее безопасности, послужит обеспечению здоровья и благополучия российских потребителей. Подобная модель, по убеждению экспертов РС, носит универсальный характер и может использоваться для повышения уровня безопасности продукции, поднадзорной государственному ветеринарному надзору, поставляемой на рынок России/Таможенного союза, из разных стран мира.