Новострой не по карману
В заключительный день международного форума «Морская индустрия России» на круглом столе обсуждались вопросы обновления и модернизации рыбопромыслового флота. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на fishnews.ru.
Дискуссии на тему рыболовного судостроения становятся хорошей традицией форума «Морская индустрия России», заметил один из модераторов круглого стола, начальник управления флота, портов и мониторинга Федерального агентства по рыболовству Андрей Козлов. Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, в этом году на круглом столе присутствовало гораздо больше рыбаков, что лишний раз подтвердило актуальность проблемы обновления флота и желание бизнес-сообщества наконец-то прийти к определенным решениям.
Если раньше дело ограничивалось одними разговорами, то недавно появились признаки того, что проблема все-таки сдвинулась с мертвой точки. Так, 23 мая в Ленинградской области на заводе «Пелла» состоялась торжественная закладка нового судна ярусного лова, ставшая, по выражению Андрея Козлова, «отправной точкой рыболовного судостроения в Российской Федерации». Впрочем, он тут же поправился: «Посмотрим, насколько она будет отправной». Пока в планах руководства завода уже к концу года сдать судно заказчику.
Новый ярусолов – типичный представитель среднетоннажных судов, которые, как следует из доклада главного инженера ОАО «Гипрорыбфлот» Виктора Красавцева, на сегодняшний день наиболее востребованы российскими рыбаками. Покупка, а тем более постройка большого пелагического траулера рядовому предприятию не по карману, а вернее, не по квоте. Такую роскошь в нашей стране могут себе позволить не более десятка рыбодобывающих компаний.
Впрочем, несмотря на пугающие темпы старения флота, особенно обрабатывающего, по расчетам ученых, его производственный потенциал по-прежнему превышает допустимые объемы вылова в российской экономзоне. Причем на Дальнем Востоке переизбыток промысловых мощностей позволит еще долго поддерживать приемлемый уровень освоения квот, а реальный дефицит флота скорее грозит европейскому региону.
«В нынешних условиях экономически более выгодным остается приобретение дешевых судов, бывших в эксплуатации, – констатировал Виктор Красавцев. – Мы не ратуем за «секонд-хенд», мы констатируем факт, что в сегодняшних условиях для судовладельца средней руки выгоднее брать «секонд-хенд», чем вкладываться в строительство нового судна».
Как ни странно, научно-исследовательские институты этот фактор не учитывают и раз за разом предлагают рыбакам проекты крупнотоннажных, быстроходных, высокотехнологичных и безнадежно дорогих плавучих фабрик. Именно таким оказался концептуальный проект современного рыбопромыслового судна класса БМРТ для лова и переработки мезопелагических видов рыб, представленный на круглом столе главным конструктором проектов ЦКБ «Балтсудопроект», ФГУП «ЦНИИ им. А.Н. Крылова» Виктором Максимовым.
К этому во многих отношениях замечательному траулеру рыбацкая аудитория отнеслась без энтузиазма. Поскольку заявленная стоимость его строительства – порядка 3 млрд. рублей – сочеталась с отсутствием у разработчиков хотя бы приблизительных данных о рынке сбыта для выпускаемой продукции – белкового гидролизата – и ее возможной цене. В таких условиях говорить о сроках окупаемости сложно. Так, может быть, за государственные деньги, выделенные в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники», стоило спроектировать что-нибудь попроще?
В рамках круглого стола слово получили и судостроители. Представители калининградского проекта «Западная верфь» рассказали о планах по созданию в регионе предприятия мирового уровня, способного строить современные рыболовные суда по конкурентным ценам. Опытом строительства рыбопромысловых судов по зарубежным проектам для иностранных заказчиков поделился Ярославский судостроительный завод. А норвежская компания Rolls-Roys Marine порадовала известием о расширении штата сервисных инженеров в филиалах в Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке.