Новые суда строить будем только дома
- Мы готовы строить для вас суда с учетом всех ваших пожеланий, - заверили представители судостроительного завода «Вымпел» мурманских прибрежников, как только прибыли из родного Рыбинска в столицу Заполярья. Реплика прозвучала в Ассоциации рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана. И, как выяснилось, это были не пустые обещания. Об этом сообщает mvestnik.ru.
Будущие деловые партнеры показали прибрежникам эскизы малого и среднего рыболовных траулеров, а также среднего рефрижераторного сейнера. Глава АПРХФМ Анатолий Евенко и его помощник Михаил Готовчиц проектами серьезно заинтересовались.
- Встреча с судовладельцами прибрежных компаний состоится завтра, - напомнили они визитерам из Поволжья. - Но уже сейчас по эскизам можно сказать, что в наших условиях не все подойдет. Во-первых, нужен слип на корме для спуска-подъема трала, и, конечно, кран для выгрузки надо установить также в кормовой части. Наши экипажи самостоятельно выгружают улов, так им будет удобнее.
Гости прислушались. И уже на другой день на встречу с генеральными директорами прибрежных компаний принесли новые «картинки»: те же эскизы, но с учтенными поправками - со слипом и крановым хозяйством на корме. Скромно сказали, что накануне вечером созвонились с заводскими конструкторами, те их требования учли, приняли и по электронке рано утром прислали уже обновленный проект.
- Вот это оперативность! - одобрительно удивились генералы малых флотов, и разговор с первых же минут принял самый конкретный характер.
Тема встречи была настолько актуальной, что вместо запланированного часа деловой диалог занял почти два. И это понятно. Конечно, владельцев компаний прибрежного лова, так же как и океанистов, ощутимо подстегивают поручения президента, данные им после «рыбного» Госсовета в части обновления парка судов на российских верфях.
Сегодня почти половина компаний отраслевого объединения выразили готовность участвовать в этом проекте. Возводить новые траулеры прибрежники собираются исключительно на отечественных кораблестроительных заводах.
А предпочтение мурманчане отдали предприятиям в Северодвинске, Ярославле, Рыбинске, Петрозаводске, Шлиссельбурге и Волгограде. Надо сказать, на контакт с рыбаками корабелы идут очень охотно: заказы всем нужны. Даже из Читы звонили, со Сретенского судостроительного завода, и также выражали готовность к сотрудничеству.
Как сообщил Анатолий Евенко, уже сформирован план-заказ на строительство на российских верфях одиннадцати судов. Из пятнадцати предприятий Ассоциации прибрежников семь участвуют в обновлении флота. Самый близкий желаемый срок ввода судна в строй корабелы намечают на 2016-2017 годы, самый дальний, соответственно, на 2023-2024.
Ожидается, что новые суда будут строиться прибрежными компаниями за собственные средства, однако без поддержки государства многим такую «обновку» не вытянуть. А потому в первую очередь судовладельцев, которые собрались на встречу с представителями «Вымпела», интересовала цена вопроса.
- 300-350 миллионов рублей будет стоить головное судно прибрежного рыболовства, последующие, конечно, дешевле, - огласил выдержку из прайс-листа начальник отдела перспективного судостроения, а по сути, главный конструктор «Вымпела» Артем Брум.
- А какова сумма аванса перед закладкой судна? - заинтересовались рыбные генералы.
- 30 процентов.
- Годится!
Свою готовность стать с корабелами Поволжья деловыми партнерами выразили многие из глав компаний прибрежного промысла. Тем более что сегодня действующий рынок российского судостроения прикидочно определяет постройку прибрежного судна «под ключ» в среднем в 400-500 миллионов рублей. Не так уж мало, если учесть, что в общей сложности сегодня предприниматели малого рыбодобывающего бизнеса Ассоциации прибрежников могут, с их слов, в общем вложить в свое судостроительное дело порядка полутора с лишним миллиардов рублей.
И здесь понятно, что без государственно-частного партнерства в таком важном деле, как обновление флота, никак не обойтись. По мнению Анатолия Евенко, на первом этапе просто необходима государственная стартовая поддержка как финансами, так и водными биологическими ресурсами. То есть теми самыми 20 процентами квоты, которые «рыбный» Госсовет пообещал российским рыбодобытчикам, которые будут возводить новые траулеры именно на отечественных верфях.
В общем, мурманские прибрежники восприняли предложения рыбинских корабелов как давно ожидаемое деловое сотрудничество. Особенно учитывая то, что совсем скоро, в 2018 году, когда пользователи будут наделяться долями на ближайшие 15 лет, предстоит нешуточная борьба за каждый килограмм квоты. Так что будущие партнеры из Ярославской области прибыли за заказами в столицу Заполярья очень вовремя.
В нелегком, но необходимом процессе обновления своего флота выразили готовность участвовать компании прибрежников «Атлантика РК», «Бионорд», «Севрос», «Золотая рыбка», «Куратор», ПТФ «Карелрыба», «Семь островов». Правда, нешуточный спор разгорелся между рыбными генералами при обсуждении технических и судоходных качеств будущих траулеров.
Кто-то настаивал, чтобы основой для новых судов стали проекты МРТР «Лаукува», а кому-то гораздо больше по душе и привычнее стали МРТК «Балтика» (именно на тех и на других в основном ведут сегодня промысел прибрежники).
- Ну что такое твои МРТК? - горячились патриоты петрозаводской «Лаукувы», обращаясь к защитнику «кормовичков». - Прошлый век! Ты же сам на «Волге» небось не ездишь? «Лексус» предпочитаешь?»
- МРТК - это надежность прежде всего, - стоял на своем судовладелец, - они у меня уже сколько лет безотказно работают. Я - за них!
Гости, а вернее, уже почти партнеры из «Вымпела» - советник генерального директора предприятия Сергей Мазохин и главный конструктор Артем Брум к разговору прислушивались очень внимательно, принимали в нем активное участие, выдвигали встречные предложения, называли наиболее оптимальных поставщиков комплектующих.
Обсудили все современные особенности лова рыбы, влияющие на конструкцию новых траулеров, цены на корпуса и оборудование, уточнили сроки строительства судов и способ доставки их в порт Мурманск. Покидая столицу Заполярья, корабелы из Поволжья пообещали вернуться в конце февраля уже с проектами, где будут учтены все наработки, пожелания и требования прибрежников Северного бассейна.
Кстати, впереди знаковое событие и для рыбинских судостроителей, и для мурманских судовладельцев, входящих в Ассоциацию прибрежного промысла. Оно должно состояться в середине марта. Именно тогда в мурманском деловом центре «Арктика» планируется работа международного форума «Флот для рыболовства - новый импульс развития», который проведет Федеральное агентство по рыболовству совместно с правительством области. Форум пройдет в одно время с традиционной XVII Международной рыбопромышленной выставкой «Море. Ресурсы. Технологии».
Предприятие из Рыбинска «Вымпел» станет участником выставки и представит свои наработки и проекты на форуме. Во время форума планируется заключить рамочное соглашение между рыбинскими корабелами и Ассоциацией прибрежников Мурмана, которое должно дать толчок для кардинального обновления «малых флотов».
Кстати, кроме рыбинских судостроителей в выставке намерены участвовать также их коллеги из Ярославля, Ленинградской области (завод «Пелла»), Северодвинской «Звездочки» и многие другие. Так что дружба дружбой, а конкуренцию сегодня со счетов не сбросишь. Но ведь именно она дает возможность судовладельцам выбрать при обновлении флотов самое лучшее и современное.