Новые технологии для старых СТРов
В конце апреля 2023 на Камчатке побывал руководитель Центра системы мониторинга рыболовства и связи (ЦСМС) Александр Михайлов и его коллеги. Они встретились с камчатскими рыбаками и ответили на их вопросы. Вопросов накопилось немало.
«Инмарсат» нам больше не указ
В ближайшие полтора года рыбную отрасль ждут два важных технологических нововведения, готовиться к которым нужно уже сейчас.
Во-первых, с 1 сентября 2024 года на рыболовецком флоте в качестве технических средств контроля (ТСК) будут разрешены только станции отечественной спутниковой системы «Гонец» (сейчас разрешается использовать и зарубежные системы).
Во-вторых, с 1 декабря 2023 года становится обязательным использование на судах электронного рыболовного журнала (ЭРЖ) – программного комплекса для передачи в электронной форме отчетов о вылове, приемке улова, его перегрузке, транспортировке, хранении, производстве продукции.
Эти два вопроса стали главной темой встречи представителей ЦСМС и рыбацких предприятий Камчатки.
Первый вопрос прозвучал от компании «Акрос». У нее такая ситуация: одно из ее судов работает за границей и не планирует заходить в российские порты. «Акрос» готов своими силами доставить на судно станции «Гонец» и установить их. Но примут ли эту работу наши власти дистанционно?
«Можем ли мы удаленно выдать вам наше свидетельство ТСК? Думаю, это вопрос решаемый», – ответил Александр Михайлов.
К сожалению, на встрече не присутствовали сотрудники Российского морского регистра. Так что их мнение по этому вопросу рыбакам придется узнавать отдельно.
Отвечая на вопрос, с чем связан отказ от «Инмарсата» и других международных спутниковых систем, Александр Михайлов напомнил о поручении вице-премьера Дмитрия Чернышенко. С 1 января 2025 года все спутниковое оборудование, которое завязано на критическую информационную инфраструктуру, должно быть только российским. Это вопрос национальной безопасности.
«Инмарсат» больше не международная организация, в которой СССР имел свою долю. Это частная компания, которая находится под контролем американских граждан и торгуется на бирже Лондона», – подчеркнул заместитель начальника ЦСМС Алексей Колыхалов.
Кроме того, в ЦСМС считают, что «Инмарсат» – ненадежная система, которая за последние два года уже не раз подводила.
Представители рыбных компаний возразили: в прошлом году подвел не «Инмарсат», а береговая станция его оператора в России – ФГУП «Морсвязьспутник», сама же система продолжала работать.
«На береговых станциях в России стоит иностранный софт датского производства, который там используется в непонятном режиме. В любой момент он может быть отключен, – объяснил Алексей Колыхалов. – Проблема, возникшая в апреле этого года, связана со спутником «Инмарсата». Он был выведен на орбиту в 2005 году, а срок его службы – 13 лет. До сих пор его работоспособность не восстановлена полностью».
На что способен «Гонец»
Станет ли «Гонец» более надежной заменой зарубежным технологиям? Его станции произвели на специалистов флота не лучшее впечатление. Александр Михайлов признал, что первые «Гонцы» были на уровне кружка «Юный техник». Но в надежности новых устройств он не сомневается.
«Антенно-фидерное устройство было мало приспособлено для работы в море. Выходило из строя за три недели. Мы обсудили его недостатки на техническом совещании с представителями «Гонца», провели работу над ошибками. Новое устройство работает четко, без сбоев», – сказал начальник ЦСМС.
Еще одна боль рыбаков – цены. За «Гонец» надо выложить порядка 300 тысяч рублей, хотя его можно использовать всего лишь как бипер.
«Вопрос цены мы комментировать не можем, так как спутниковая система «Гонец» входит в состав госкорпорации «Роскосмос». Ее представители объяснили нам рост цен подорожанием логистики. До пандемии контейнер из Шанхая в Москву стоил две тысячи долларов, сейчас – восемь», – отметил Алексей Колыхалов.
Комплектующие из Шанхая – особенность некоторых современных отечественных систем.
Но даже если заплатишь, сразу покупку не получишь. Тебя только в очередь поставят.
«Да, есть дефицит самих приборов», – согласился Александр Михайлов. Но, по его словам, это временная проблема. Скоро будет всего хватать – и «Гонцов», и запасных частей к ним. На Камчатке будет создан подменный фонд, чтобы экипажи всегда могли оперативно получить резервное оборудование.
А готов ли «Гонец» обслуживать 1,5 тысячи рыболовецких судов? Не повалится ли система?
«Система рассчитана на 300 тысяч абонентов. Сегодня весь Северный рыбохозяйственный бассейн уже работает на «Гонцах». Ни одного сбоя не было с августа прошлого года», – прокомментировал Александр Михайлов.
Смогут ли «Гонцы» работать за рубежом? Ведь наш флот ведет промысел не только в российских водах. Например, дальневосточные рыбаки добывают иваси и скумбрию в экономзоне Японии, а там связь с отечественными спутниками теряется.
«Есть спутниковый роуминг. Мы ваши координаты будем получать через спутники системы «Ямал». А откуда их получит «Ямал», нам все равно. Вы никаких дополнительных затрат не понесете», – ответил Александр Михайлов.
Техника есть техника. Даже самые надежные образцы порой выходят из строя, а «Гонец» еще не проверен временем. Какое оборудование можно использовать в качестве дублирующего устройства, если «Инмарсат» запретят применять даже на вторых ролях?
По словам Александра Михайлова, его центр предлагает использовать для этой цели VSAT – спутниковые терминалы, которые уже стоят на многих судах для выхода в Интернет и телефонии.
Но опять есть но. VSAT использует довольно капризную гиростабилизированную систему направления зеркала антенны на спутник. Стабильность работы особенно в штормовую погоду оставляет желать лучшего. Кроме того, оборудование ТСК должно быть опломбировано, его нельзя вскрывать во время рейсов. А терминалы VSAT приходится вскрывать, чтобы обслуживать, чистить. Что же делать?
«Мы уточним, – пообещал начальник ЦСМС. – Вообще, эти пломбировки – непонятная для нас история».
Он подчеркнул, что дублирующим устройством точно не может быть оборудование автоматической идентификационной системы, которая работает в связке с ТСК.
«Эти два компонента не взаимозаменяемы, они должны работать одновременно», – сказал Александр Михайлов.
Капитаны и «бэкапы»
Не меньше беспокойства у рыбаков вызывает перспектива перехода на электронный рыболовный журнал. Технология новая, малообкатанная. Не грозит ли она остановкой промысла? Ведь когда сбоит передача на берег отчетных данных, экипаж обязан прекратить лов и в сжатые сроки устранить неисправность, в противном случае – возвращаться в порт.
Начальник ЦСМС уверен: с электронным промысловым журналом проблем тоже быть не должно.
«Уже более 300 судов передают данные через ЭРЖ. За два месяца еще ни разу не возникало ситуации, когда судну пришлось вернуться в порт из-за неработоспособности ЭРЖ», – сказал он.
Впрочем, ЦСМС тестирует этот программный комплекс на флоте крупных компаний. Там есть радиоспециалисты; аппаратура и связь – на высоком уровне. А вот как будет работать ЭРЖ на СТР советской постройки, на котором электропитание работает на пределе, – вопрос. Кроме того, в экипажах среднетоннажников не предусмотрено «айтишников». А капитанам и другой работы хватает.
Когда руководитель службы цифровой трансформации ЦСМС Елена Плетнева посоветовала капитанам делать «бэкапы», чтобы не терять данные в случае поломки компьютера, это вызвало оживление в зале – ведь капитанам еще нужно объяснить, что означает это замысловатое иностранное слово!
«Напичкали пароходы техникой, а техников не хватает, – посетовал один из участников разговора, представлявший крупное рыбацкое предприятие. – Наши радиоспециалисты 1968 года выпуска, а новых местная мореходка больше не выпускает. Что делать? Грузить штурманов знаниями о радиоэлектронике? Тогда не получим ни хороших штурманов, ни хороших связистов».
Кстати, передачу данных ЭРЖ мы все еще доверяем тому же «Инмарсату» и системе «Иридиум», которая частично принадлежит Министерству обороны США. А как же национальная безопасность?
«Здесь противоречия нет. Сам доступ в Интернет обеспечивается в том числе иностранными спутниковыми системами. Но информация хранится на территории России, все требования информационной безопасности здесь полностью обеспечиваются», – ответил Александр Михайлов.
Завершая встречу, представители ЦСМС пообещали, что все вопросы, замечания и предложения, прозвучавшие в ходе разговора, будут взяты на заметку. До замены ТСК и внедрения ЭРЖ еще есть время, чтобы обеспечить флоту плавный переход на новые рельсы.