О контроле рыбной продукции
В связи с возникшей в Европейском союзе очередной проблемой, связанной с обеспечением населения доброкачественными продуктами питания, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека напоминает о своей неоднократно высказываемой позиции о несостоятельности европейской системы контроля за пищевой продукцией. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на Роспотребнадзор.
Это оценка не стороннего наблюдателя, а стороны, напрямую заинтересованной в обеспечении населения Российской Федерации, являющейся членом ВТО, качественной и безопасной продукцией, поскольку зависимость российского рынка от импортной продукции все ещё является значительной.
Возникшая в странах Евросоюза в начале 2013 года ситуация, связанная с выявлением в мясной продукции конины вместо указанной на маркировке говядины, а теперь «рыбная проблема», выражающаяся в несоответствии торгового наименования её видовому происхождению, говорит о том, что в странах ЕС имеются серьезные системные просчёты, связанные с отсутствием эффективных форм и методов контроля за сырьем и пищевой продукцией в целях обеспечения соблюдения прав потребителей на качественную и безопасную пищевую продукцию. При этом указанные факты могут квалифицироваться, прежде всего, как уголовно-наказуемые деяния.
В первую очередь масштабные нарушения, связанные с фальсификацией пищевой продукции, демонстрирует «ментально-благополучная» Германия, являющаяся в обыденном понимании олицетворением неукоснительного соблюдения норм и правил.
В этой связи в рамках подписанного 21 марта 2013 года Меморандума о взаимопонимании между Роспотребнадзором и Генеральным директоратом по здравоохранению и защите потребителей Европейской Комиссии Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сделан запрос в Генеральный директорат ЕК и Постоянное Представительство Российской Федерации при Европейском союзе для получения официальной информации о сложившейся ситуации с реализацией рыбной продукции в странах ЕС.
Вместе с тем, проблема несоблюдения прав потребителей при обороте рыбной продукции актуальна и для Российской Федерации. Так, в 2012 году территориальными органами Роспотребнадзора в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора было проведено более 13 тысяч проверок в отношении хозяйствующих субъектов, реализующих рыбную продукцию, в ходе которых на предмет соответствия обязательным требованиям было проверено 2334,4 т данной продукции.
По результатам проверок в обороте было выявлено 54 т рыбной продукции ненадлежащего качества. При этом почти все нарушения были связаны с предоставлением потребителям ненадлежащей и/или недостоверной информации, в каждом третьем случае – продукция не обеспечивала соблюдение права потребителей на безопасность.
По итогам проведенных мероприятий по контролю было выдано 3 402 предписания об устранении нарушений обязательных требований, вынесено 497 постановлений об утилизации или уничтожении некачественной и опасной рыбной продукции, вынесено 27 судебных решений о конфискации 2, 3 т на общую сумму 512 тыс. рублей. Общая сумма наложенных штрафов составила более 33 млн. рублей.
Кроме того, Роспотребнадзор неоднократно ставил вопрос о системных проблемах без решения которых невозможно обеспечить право россиян на качественную и безопасную пищевую продукцию.
Многими производителями также не соблюдаются требования российского законодательства по содержанию глазури в рыбных продуктах. Большинство производителей не указывают на маркировке, что продукция была подвергнута глазированию. Кроме того, вместо массы нетто основного продукта приводится его вес, включающий массу нетто рыбной продукции, глазурь и массу самой упаковки. Все это приводит к введению в заблуждение потребителей данной продукции, что является нарушением Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
При исследованиях на содержание глазури 21% проб не отвечал заявленным показателям, доля импортной продукции, не соответствующей гигиеническим требованиям составила 47%. При исследованиях по определению массовой доли фосфатов в 1,6% случаев их содержание не отвечало заявленным показателям, в импортной продукции не отвечали гигиеническим требованиям 2,7% образцов.
Высокий процент неудовлетворительных проб по санитарно-химическим показателям связан с оборотом импортной рыбной продукции. При этом, продукция, не соответствующая требованиям по содержанию глазури, в основном изготовлена в странах Юго-Восточной Азии – КНР и Вьетнаме (выявлялась в 49 субъектах РФ).
Кроме того, необходимы дополнительные усилия, чтобы российским рыбодобывающим предприятиям было экономически выгодно и доступно перерабатывать добываемую рыбу не в Китае или Вьетнаме, а на территории Российской Федерации. Важно при этом устранить избыточные барьеры, устанавливаемые на региональном уровне (Мурманская область, субъекты Дальневосточного региона), а также не допустить установление избыточных требований, которые ничего кроме дополнительной нагрузки на бизнес не преследуют.
Все эти барьеры явно не способствуют росту потребительского спроса на рыбу, как источник доступного и полноценного белка (справочно: по данным Всемирной продовольственной организации среднедушевое потребление рыбы и рыбной продукции ведущих мировых рыболовных держав характеризуется следующими показателями: в США - 22,6 кг, Китае - 25,7, Норвегии - 47,4, Японии - 64,7 кг. Среднедушевое потребление рыбы и рыбной продукции в Российской Федерации 16-18 кг).
На этом фоне Роспотребнадзор хотел бы предостеречь другие контролирующие органы от неправомочных действий на потребительском рынке, не связанных с их надзорными полномочиями, исходя из того, что в России долгое время не решаются проблемы, находящиеся в непосредственной компетенции этих ведомств.