О мышьяке и рыбе
Решение вопроса с нормированием мышьяка в рыбной продукции превратилось в своего рода «долгострой». Добиться обновления требований бизнес-сообщество пытается уже больше десяти лет. На каких площадках обсуждалась эта проблема и какие поручения давались – в обзоре.
Мышьяк — естественный загрязнитель, он широко распространен в окружающей среде и может попадать в организм человека в том числе при потреблении рыбы и морепродуктов. Однако в водных биоресурсах он в основном присутствует в органической форме, которая считается более безопасной, чем неорганическая, — на это ссылаются сторонники пересмотра нормативов.
Действующие нормы в отраслевом сообществе называются устаревшими. В России и других странах Евразийского экономического союза содержание мышьяка регулируется требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции». Для морской рыбы и нерыбных объектов промысла, водорослей допускается присутствие не более 5 мг/кг. Причем речь идет об общем мышьяке, без разделения на органическую и неорганическую форму.
Как отмечают специалисты, такой стандарт был разработан еще в советское время, при тогдашних технических возможностях для оценки.
О том, что пришло время пересмотреть прежние подходы, заявляли и в Федеральном агентстве по рыболовству, и в Национальном центре безопасности продукции водного промысла и аквакультуры, и в отраслевых объединениях. При этом сторонники пересмотра норматива обращали внимание на международный опыт. В том числе на принципы, которые используют страны с традиционно развитым потреблением рыбы и морепродуктов и большой продолжительностью жизни. В Японии, Южной Корее, Европейском союзе содержание мышьяка не нормируется, в Китае предъявляются требования по неорганическому мышьяку, причем достаточно жесткие.
Тема нормирования мышьяка стала подниматься в привязке к глубоководным крабам еще в 2010 году. Добычу этих объектов последовательно развивали дальневосточные рыбаки, однако на российский прилавок их продукция попасть не может — как раз из-за норматива. Если страна нацелена на развитие глубоководных промыслов (а это актуально для расширения сырьевой базы отечественного рыболовства), то нужно разобраться с нормированием — не раз подчеркивала Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья (в состав АРПП входят добытчики глубоководных крабов).
Однако вопрос актуален не только для крабов. По данным специалистов, наиболее подвержены накоплению мышьяка тресковые, камбаловые рыбы, зубатки, ракообразные, двустворчатые моллюски.
«Получилось, что в какой-то момент целые промыслы, и новые промыслы, которые пользовались хорошим спросом за рубежом, — подчеркну, это и ряд глубоководных крабов, и ряд глубоководных рыб, некоторые креветки, водоросли — то, что вообще очень полезно для здоровья, оказалось недоступно для наших граждан», — комментировал руководитель Росрыболовства Василий Соколов на круглом столе в марте 2021 года.
О проблеме заявляло не только дальневосточное отраслевое сообщество, но и объединения Северного бассейна. Причем северяне обращали внимание: действующая норма создает сложности не только для поставок на внутренний рынок, но и для экспорта, ведь для отправки продукции на внешние направления необходимо подтверждать, что продукция отвечает внутрироссийским требованиям.
Эксперты предлагают сделать акцент на контроле содержания в рыбе и морепродуктах неорганического мышьяка. В Национальном центре безопасности продукции водного промысла и аквакультуры отмечали, что российские лаборатории располагают методикой определения неорганической формы.
Проблема мышьяка не раз становилась предметом внимания заместителей председателя правительства. Рыбаки обращались по этому поводу еще к Виктору Зубкову.
В 2022 году вице-премьер Виктория Абрамченко, курирующая сейчас рыбную отрасль, заявила, что необходимо привести требования по содержанию мышьяка в продукции из водных биоресурсов в соответствие с мировыми стандартами и данными научных исследований. Из-за отсутствия дифференциации органической и неорганической форм при нормировании отрасль несет в том числе и экспортные потери, обратила внимание зампред правительства.
Несколько лет назад при Федеральном агентстве по рыболовству была сформирована межведомственная рабочая группа по актуальному для отрасли вопросу. По инициативе рабочей группы и отраслевых объединений — Рыбного союза, Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) и Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота — были проведены исследования по оценке риска при изменении нормирования мышьяка в рыбной продукции. Работы проводил Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения. В Рыбном союзе результаты исследований оценили как важный шаг в решении проблемы нормирования: по информации объединения, ученые согласились с важностью разделения мышьяка на органическую и неорганическую формы при нормировании его содержания в рыбе и морепродуктах.
Темой мышьяка активно занимаются на площадке Совета Федерации. Так, в феврале 2021 года комитет СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию провел специальный круглый стол по изменениям технического регламента ЕАЭС.
«Неоднократно поднимали этот вопрос перед руководством Минздрава, Роспотребнадзора, но решение, к сожалению, не принято. Мы настойчиво требуем, чтобы ситуация изменилась. Нужно проанализировать опыт стран, где потребляется много рыбы, а уровень заболеваемости населения ниже. И конечно, необходимо, чтобы бизнес четко понимал, чем продиктовано то или иное решение, и убедился в его правильности», — комментировал проблематику мышьяка первый зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин.
В этом же ключе высказывался и сенатор от Мурманской области Константин Долгов: «Принципиально важно обеспечивать безопасность рыбной продукции, обеспечивать здоровье наших граждан. Но те изменения, которые можно внести без ущерба для здоровья людей и без ущерба для безопасности рыбной продукции, осовременить соответствующую нашу нормативную базу — конечно, это надо делать».
Потери рыбного рынка от неактуализированной нормы оцениваются в 160 тыс. тонн продукции — такую цифру озвучивали и в Росрыболовстве, и в Совете Федерации.
Для обновления норматива по мышьяку потребуется вносить изменения в законодательство на наднациональном уровне — уровне ЕАЭС. И это небыстрый процесс, ведь здесь должны быть вовлечены разные страны — участницы союза. Однако сначала важно сформировать единую позицию на национальном уровне. И здесь встал вопрос с точкой зрения Роспотребнадзора.
В мае в своем письме в адрес председателя комитета СФ по аграрно-продовольственной политике Роспотребнадзор сообщил, что не поддерживает изменения технического регламента в части нормирования мышьяка — об этом Рыбный союз проинформировал сенаторов. В Совете Федерации призвали ведомства скоординировать процесс по подготовке изменений в техрегламент.
Минсельхозу было предложено обратиться в подкомиссию по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции для обеспечения согласованности действий заинтересованных федеральных ведомств.
В июне, выступая на коллегии Росрыболовства, председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных сообщил, что вопрос о нормировании мышьяка предполагается поднять на встрече с главой правительства.
«Вопрос необходимо незамедлительно решать. Хочу уведомить, что наш комитет планирует вынести этот вопрос на встречу с председателем правительства как вопрос важный, но не решаемый более десяти лет», — подчеркнул парламентарий.