О сертификации российской продукции за рубежом
Вниманию:
Руководителей Территориальных управлений Россельхознадзора
Руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Предпринимателей в сфере экспорта продукции животного, в частности - от водных животных, происхождения
Уважаемые коллеги, дамы и господа,
В середине мая Руководителем Россельхознадзора Данквертом С. А. были направлены на имя Министра сельского хозяйства Российской Федерации предложения по «горячему» (срочному, важному) вопросу, касающемуся ситуации, сложившейся при экспорте продукции морского промысла.
Этот вопрос был поднят Губернатором Сахалинской области А.В. Хорошавиным, но он не является вопросом «местного» (имеющего значение только для этой области) значения - это вопрос общероссийского значения.
Причем значение его, возможно, выходит далеко за пределы отрасли, связанной с добычей рыбы и других морепродуктов и их экспортом за рубеж.
Этот вопрос обсуждался в ходе рабочей поездки возглавляемой мной группы специалистов на Дальний Восток - в Приморский край и в Сахалинскую область.
В Приморском крае обсуждение этого и иных вопросов, касающихся осуществления ветеринарного контроля и государственного ветеринарного надзора при добыче, переработке, транспортировке и экспорте продукции морского промысла имело конструктивный характер. В нем приняли участие представители предпринимателей (рыбопромышленников, рыбопереработчиков), Опоры России и, конечно, краевой администрации, которая и была основным организатором этой встречи. Мы разъяснили наше виденье этих вопросов, причин по которым они возникли, путей их решения. Все это обсуждали и другие участники совещания.
На совещании на Сахалине такого обсуждения существа этих вопросов, к сожалению, не получилось, но это отдельная тема. Несмотря на это, конструктивные предложения от сахалинских предпринимателей мы все же получили.
Существо вопроса заключается в следующем.
У российских экспортеров продукции морского промысла иногда возникает потребность осуществлять ветеринарную сертификацию российской продукции, которая находится уже за рубежом, т.е. не под надзором Россельхознадзора.
Может или нет Россельхознадзор осуществлять такую сертификацию российским законодательством однозначно не определено.
Зато анализ реальной ситуации показал, что потребность в такой сертификации существует и возникает естественным путем, диктуясь стилем и особенностями международной торговли в этой сфере.
Примером является то, что российские экспортеры (равно как и экспортеры других стран) участвуют в международных рыбных аукционах и часть своей продукции вывозят за рубеж именно с этой целью.
Фактически на момент вывоза еще не известно кто именно будет приобретателем вывозимой продукции. Реальный покупатель возникает уже после окончания аукциона. И если этот покупатель предполагает ввезти купленную у российского предпринимателя в ту страну, которая при ввозе требует ветеринарной сертификации, то необходимо получение от Россельхознадзора ветеринарных сертификатов. Причем, они зачастую должны быть выданы не на всю вывезенную партию, а на ее части. Выданы они должны быть на эти «торговые» партии, и выданы либо российскому экспортеру, либо покупателю, который не является российским предпринимателем (российской компанией).
Такой порядок действий нашим законодательством не установлен, но оно и не содержит запрета на такие действия.
Аналогичные ситуации могут складываться по причине изменений рыночной конъюнктуры, возникновении форс-мажорных обстоятельств, использования перерабатывающих предприятий в третьих странах.
Учитывая эту нормативно-правовую неоднозначность и учитывая потребность нашего бизнес-сообщества в проведении такой сертификации, Россельхознадзор в прошлом создал систему, когда в стране (следуя вышеупомянутому примеру об аукционах), где проводится аукцион, находился представитель подведомственного Россельхознадзору учреждения, который осуществлял ветеринарный контроль за условиями хранения российской продукции на территории третьей страны.
Таким образом, фактически данная продукция не уходила из под контроля Россельхознадзора: сырье выловлено нашим судном, переработано на нашем предприятии, его продукция отправлена на аукцион нашим транспортником, хранится до проведения аукциона под контролем нашего специалиста.
Поэтому, не нарушая принципов международного законодательства, Россельхознадзор осуществлял ее сертификацию после проведения аукциона.
При этом представитель подведомственного учреждения (именно представитель подведомственного учреждения, а не инспектор, поскольку инспектор не может осуществлять надзорную деятельность в третьей стране без согласия компетентного органа этой страны) содержался за рубежом за счет средств, полученных от владельцев продукции, реализуемой на аукционе.
Средства эти поступали на счет подведомственного учреждения в порядке получения оплаты за услугу, заключающуюся в осуществлении государственного ветеринарного контроля вывезенной продукции в процессе ее хранения до реализации на аукционе.
Именно эта оплата и стала «камнем преткновения», поскольку содержание сотрудников за рубежом - это не дешево, а иного источника для финансирования данной деятельности Россельхознадзор не имел (нет соответствующего полномочия - нет и финансирования на его исполнение).
Очевидно, сработала логика бизнес-процесса: учреждение имеет накладные расходы и, как юридическое лицо, естественно, желает получить прибыль от предоставления данной услуги, т.е. стремиться получить больше денег за услугу.
Приобретатель услуги, естественно стремится получить услугу за минимальную цену или, в идеале - на бесплатной основе. Этот конфликт интересов продавца и покупателя заложен в сути договорных отношений.
Тем не менее, он может вызвать (и вызвал в данном случае) недовольство: приобретатель услуги недоволен ее высокой стоимостью, продавец услуги - низкой. Но, продавец в данном случае - монополист и спорить с ним сложно. А вот обсудить проблему, учитывая, что это государственное учреждение, вполне можно.
В какой-то момент накопившееся недовольство приобретателей услуги было аккумулировано Ассоциацией добытчиком минтая (икра минтая часто продается на таких зарубежных аукционах). Однако, формой реализации недовольства стало по ряду причин не обращение к руководству Россельхознадзора (снижение платы за услугу) или Минсельхоза России (нормативно правовое урегулирование вопроса), а в ФАС (логично: услугу представляет монополист).
ФАС на основе российского законодательства принимает решение о прекращении такой практики. Россельхознадзор оспаривает решение ФАС в суде (2 инстанции), но успеха не имеет (сейчас готовится обращение в третью инстанцию).
Получив решение ФАС, Россельхознадзор прекращает практику оказания услуги и, соответственно, теряет основание для осуществления сертификации находящейся за рубежом продукции. Сертификация, соответственно, прекращается и, как следствие, возникают проблемы у российских экспортеров.
В целом, возникшую ситуацию кратко, но емко и точно охарактеризовал вице-губернатор Приморского края С.П. Сидоренко летучей фразой «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Вот на таком фоне и возник (наряду с прочими) подставленный Губернатором Сахалинской области А.В. Хорошавиным вопрос.
В связи с его постановкой Россельхознадзор провел анализ проблемы и предложил три подхода (по нашему мнению их надо реализовывать параллельно):
законодательно урегулировать данный вопрос: ввести норму права, позволяющую при таких-то условиях и в таком-то порядке проводить сертификацию российской продукции за рубежом. Это непременно надо сделать, но это процесс очень не быстрый;
Россельхознадзор будет продолжать оспаривать решение ФАС в судебных инстанциях. Но этот процесс также не быстрый, хотя, возможно, и более быстрый, чем изменение законодательства, да еще и с неизвестным результатом;
до законодательного урегулирования вопроса установить временный порядок осуществления Россельхознадзором этой деятельности. Это можно сделать сравнительно быстро, но это временное решение. Временное, но, на наш взгляд, необходимое, поскольку предпринимателям надо работать сейчас, а не когда-то потом.
Приятная для нас и для Вас, уважаемые представители предпринимательского сообщества, новость состоит в том, что Министр сельского хозяйства Российской Федерации Н.В. Федоров поддержал 1 и 3 подход.
Теперь все это нам с Вами надо реализовать, причем реализовать грамотно и быстро. Для этого необходимо обсуждение конкретных решений с теми, кого они непосредственно касаются, кто хорошо знает соответствующие практики.
Причем, прошу отметить, что, возможно, вопросы сертификации грузов за пределами России касаются не только «рыбников». Если так, то решать их надо в комплексе.
Для обсуждения мы откроем тему в Форуме «Сертификация российской продукции за рубежом» и будем ждать Ваших предложений, и представлять на Ваш суд свои.
С наилучшими пожеланиями Н. Власов