О трансформации механизма проверок бизнеса
Мнение экспертов. Заместитель председателя комитета по экономической политике Государственной думы РФ Артем Кирьянов – о трансформации механизма проверок бизнеса.
Как усовершенствовать механизм проверок, не вредить бизнесу, но защитить потребителя? Недавний «правительственный час» с участием заместителя председателя Правительства России Дмитрия Григоренко актуализировал эти вопросы в публичной плоскости.
В марте 2022 года в рамках мер поддержки экономики был введен мораторий на проверки, что позволило бизнесу сэкономить около 80 млрд рублей, число проверок достигло минимального за 3 года показателя — 339 тысяч проверок. По поручению президента эта мера была продлена на 2023 год.
Ключевыми принципами нового подхода к системе контроля являются публичность и прозрачность, предприниматели должны знать и понимать причины возможной проверки и не допускать нарушений. Для этого идет интенсивная цифровизация контрольной деятельности.
Дмитрий Григоренко отметил, что важно трансформировать сам принцип проведения проверок — они должны осуществляться там, где есть риск причинения вреда человеку — потребителю товаров и услуг, окружающей среде, однако, надо стремиться проверять не там, где могут нарушить, а там где нарушают.
В этих целях дорабатывается и уже реализуется специальный механизм — риск-ориентированный подход к проведению проверок, контрольные органы будут применять индикаторы риска — набор признаков, фиксирующих высокую вероятность нарушения бизнесом действующих правил. Каждый федеральный орган, задействованный в проведении проверок, дорабатывает такой индикатор для своего вида контроля.
Данная инициатива стала, в том числе, следствием отмеченной как самим бизнесом, так и контрольными органами, потребителями негативной тенденции ухудшения качества товаров и услуг, а также нарушения обязательных требований — «эффекта безнаказанности». Это отмечалось отраслевыми объединениями еще во второй половина прошлого года — добросовестные предприниматели оказывались в экономически невыгодных условиях, уступали своим коллегам по цеху, использующим, например, несертифицированное сырье, нелегальную рабочую силу.
По данным, приведенным Григоренко, 60% бизнеса против тотального запрета на проверки, поскольку в конечном итоге он ведет к нарушению конкурентной среды.
Очевидно, что все эти меры покажут свою эффективность в долгосрочной перспективе, но что можно сделать, чтобы поставить барьеры недобросовестному бизнесу сейчас? Ведь есть социально значимые отрасли, качество продукции которых непосредственно и сиюминутно влияет на жизнь и здоровье человека. Григоренко отметил строительную отрасль, на которую в силу действующих правил пришло 20% проверок в прошедшем году.
Продолжает ухудшаться качество строительных материалов, что представители профильных экспертных учреждений связывают с фактическим отсутствием госконтроля за оборотом строительных материалов. Критической выглядит ситуация с контрафактом среди товаров для детей. По различным оценкам, он достигает 30% постоянно растущего рынка, объем которого на настоящий момент превышает 1 трлн руб.
Одним из хорошо зарекомендовавших себя механизмов борьбы с контрафактом является маркировка. Эффекты для экономики от внедрения маркировки на конец 2022 года оцениваются в 435,5 млрд рублей. Это дополнительные налоговые поступления и положительный баланс расходов и доходов бизнеса. На конец 2025 года с учетом новых товарных групп (сладкие напитки и соки, БАД, медизделия, антисептики, кресла-коляски, детская вода) общий экономический эффект ожидается в 4 раза выше: на уровне 1,6 трлн рублей.
Обеление рынков фиксируется во всех отраслях, где введена маркировка. Так, в фармацевтической индустрии в 2022 году произошло снижение продаж просроченных лекарств в 3 раза. Остановлен оборот фальсифицированных и незарегистрированных лекарств за год на сумму более 1 миллиарда рублей.
В целом, вектор детенизации экономики задан, в том числе в разрезе отраслей, а механизмы разработаны и успешно внедряются.
Источник: Честный знак