Объём российского рынка рыбной продукции вырос за счёт частичного восстановления импортных поставок
Такие данные привёл председатель Рыбного союза Александр Панин на отраслевой экспертной сессии в рамках выставки-форума «Россия».
- Поставки рыбы и морепродуктов на отечественный рынок — как с российских промысловых судов, так и по импорту — выросли за прошлый год на 20% год к году — до 2,8 млн тонн в сырце (с учетом коэффициентов выхода готовой продукции).
- Основную роль в увеличении насыщения внутреннего рынка рыбной продукцией сыграл импорт, восстановившийся на 49% по отношению к «провальному» 2022 году — до 1,2 млн тонн в сырце.
- Экспорт рыбы и морепродуктов в сырце вырос на фоне роста вылова на 10%, до 3,7 млн тонн. При этом поставки российской рыбы на внутренний рынок сохранились на уровне 1,6 млн тонн.
«Таким образом, сбалансированная экспортно-импортная политика обеспечила рост предложения сырья на внутреннем рынке», — отметил Александр Панин.
Увеличение объемов предложения способствовало росту продаж рыбной продукции в 2023 году в российский торговых сетях на 11% к 2022 году. Заметнее всего вырос сегмент морепродуктов, где высока доля импортной продукции — на 26%.
«Сейчас сложно чем-то удивить современного потребителя, тем более в существующих непростых для производителей условиях", — констатировал глава отраслевого союза. Перестраивание цепочек поставок привело к существенному росту логистической составляющей себестоимости сырья, а падение и дальнейшие колебания курса национальной валюты в совокупности с ростом ключевой ставки практически сводят на нет возможности для развития предприятий. Уровень рентабельности перерабатывающих предприятий (16% в 2023 году, по данным Росстата) существенно ниже текущей ставки кредитования, превышающей 20% годовых, пояснил Александр Панин.
«Говоря об успехах наших "белковых собратьев" (о мясной продукции, прежде всего – прим.) важно понимать, что последние 15 лет они пользуются широким набором мер государственной поддержки, что положительно отражается на результатах развития этих сегментов», — заметил он. Рыбная отрасль, напротив, последние годы все больше отдает в федеральный и региональный бюджеты, ограничиваясь незначительными мерами в виде точечных субсидий, да и то лишь в секторах рыболовства и аквакультуры.
Какие первоочередные шаги нужны, чтобы обеспечить увеличение потребления рыбы в стране как долгосрочный тренд:
1️. предусмотреть меры господдержки для рыбоперерабатывающих предприятий — как минимум для снижения стоимости инвестиционных кредитов
2️. строить новые перерабатывающие заводы для сегмента B2C в регионах потребления
3️. вводить в ассортимент новые рыбные продукты и поддерживать инновационные технологические разработки — такой позитивный опыт уже есть у ведущих участников рынка
4️. проводить яркие кампании социальной рекламы с акцентом на то, что рыба — самый полезный белковый продукт
Источник: Рыбный союз